Двойная проблема: почему миру угрожает инфляция и что это значит для России
На фоне роста цен на нефть, газ и другие виды сырья индекс Московской биржи достиг рекордно высокого уровня, а российский рубль в 2021 году стал наиболее эффективной валютой развивающихся рынков. Фондовый рынок России выглядит намного более привлекательным, чем, например, китайский рынок, которому угрожает замедление экономического роста из-за долгов корпораций и энергетического кризиса.
Недооцененный рынок
Можно назвать восемь причин, по которым глобальные инвесторы становятся более оптимистичными в отношении российских акций:
- трехзначный рост EPS (коэффициент Earnings Per Share позволяет понять, сколько чистой прибыли приходится на каждую акцию компании);
- двузначная дивидендная доходность;
- высокие цены на энергоносители;
- некоторое ослабление геополитической напряженности вокруг России;
- недооцененность российских ценных бумаг;
- рост числа российских частных инвесторов;
- низкий уровень задолженности;
- большой потенциал роста.
Обратить внимание на российский рынок заставляет и общая ситуация в мировой экономике. Все больше международных банков и нефтетрейдеров признают, что текущий дисбаланс на нефтяном рынке сильнее, чем считалось ранее, и можно ожидать перехода от циклических скачков к устойчиво высоким ценам.
Китайский риск
В 1970-е годы на фоне шокового роста цен на нефть многие развитые страны впервые столкнулись с таким явлением, как стагфляция. Экономика одновременно испытывала проблемы, связанные и с ростом цен, и с высокой безработицей на фоне снижения деловой активности.
Ранее экономисты считали это невозможным: раз инфляция возникает из-за того, что в экономике слишком много денег и слишком мало товаров, то экономический спад естественным образом останавливает рост цен, ведь рабочие места исчезают, зарплаты падают и денег в экономике становится меньше. Не может быть высокой инфляции и безработицы сразу. Но оказалось, что резкое изменение цен на важное для данной экономики сырье способно разрушить это равновесие.
Сейчас сценарий глобальной стагфляции может запустить Китай, на долю которого приходится 20% мирового ВВП. Он остается самой быстрорастущей крупной экономикой в мире, однако темпы замедляются. В конце сентября Goldman Sachs снизил прогноз роста для КНР с 8,2% до 7,8% ВВП. Китайские власти пытаются с помощью жесткого регулирования решить проблемы роста цен на сырье и высокой долговой нагрузки корпораций. Но есть риск, что экономический рост замедлится, а стоимость сырья останется высокой.
Пока сценарий стагфляции не является базовым для игроков на Уолл-стрит и других мировых площадках. Но если этот риск реализуется, российский рынок на какое-то время получит огромное преимущество в глазах глобальных инвесторов, ведь если Китай до сих пор был чрезмерно инвестирован, то Россия была явно недоинвестирована.
Избыточные стимулы
Об угрозе стагфляции говорил и российский министр финансов Антон Силуанов на встрече глав финансовых ведомств и центробанков стран G20 14 октября. Правда, он обратил внимание на другой риск — высокую инфляцию в развитых странах из-за чрезмерных экономических стимулов во время пандемии.
Действительно, масштабы стимулирующей денежно-кредитной политики центральных банков и фискальных стимулов со стороны правительств вполне могут привести к выходу инфляции из-под контроля.
Пока фондовые рынки оценивают акции и отдельные сектора исходя из предположения, что препятствующие росту проблемы будут решены. ФРС и другие ключевые регуляторы продолжают утверждать, что инфляция носит временный характер. Но происходящее на двух крупнейших рынках США — труда и жилья — показывает, что высокая инфляция никуда не уйдет, как и сообщения о растущем дефиците повсюду, от полок супермаркетов до полупроводников. Так что центробанки могут стать жертвой собственной риторики о «временной инфляции».
Стагфляция может стать серьезной проблемой для США и Евросоюза, потому что ни ФРС, ни ЕЦБ больше не могут прийти на помощь рынкам и снизить процентные ставки.
Защита портфеля
Инвесторам в этих обстоятельствах важно понимать, что акции и облигации плохо работают в периоды стагфляции. Драгоценные металлы и сырьевые товары (особенно нефть) становятся лучшими объектами для вложений. При определении структуры портфеля необходимо правильно оценить, насколько бумаги разных секторов чувствительны к новым рискам.
Акции основных потребительских товаров с привлекательной дивидендной доходностью в сочетании с акциями роста могут наилучшим образом защитить портфели в период стагфляции. Одним из наиболее привлекательных секторов станет производство основных продовольственных товаров, необходимых людям, несмотря на высокую инфляцию.
Рано или поздно растущие инфляционные ожидания приведут к повышению процентных ставок, а следовательно, и к более высокой ставке дисконтирования будущих денежных потоков. Это сильнее всего ударит по долгосрочным активам с фиксированным доходом и высокими темпами роста, а также по ценным бумагам с наиболее высокой оценкой.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора