А1 начала поиск инвестора на пакет заложенных акций банка «Русский стандарт»
Компания А1, инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров, начала поиск стратегического инвестора на пакет в 49% акций банка «Русский стандарт». Они были заложены под дефолтные еврооблигации Russian Standard, крупнейшим держателем которых стала А1. Эксперты сомневаются в успехе стратегии А1
Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров – компания А1 стала крупнейшим (более 30%) держателем дефолтных еврооблигаций Russian Standard. По бондам компании заложено 49% акций банка «Русский стандарт». А1 намерена продать заложенные акции банка в случае получения соответствующего судебного решения уже ищет стратегических инвесторов на пакет, рассказал «Ведомостям» представитель инвесткомпании.
Комитет кредиторов еще в апреле 2020 года консолидировал позицию около 50% держателей евробондов, которые согласны на взыскание акций. Если торги признают несостоявшимися, управление 49% акций могут передать одному из крупных банков, сказал представитель А1. Он не уточнил, кто из банков интересуется пакетом. Russian Standard зарегистрирована на Бермудах и принадлежит Roust Holdings Рустама Тарико.
Облигации были выпущены в 2015 году сроком на семь лет для реструктуризации субординированных евробондов банка «Русский стандарт» на $350 млн и $200 млн. Номинальный объем бумаг снизился до $451 млн, но инвесторы тогда получили 18% от номинала и акции банка в залоге. Дефолт компания допустила в октябре 2017 года, не заплатив купон. С 2018 года разные группы кредиторов Тарико требуют от него возврата долга, угрожая взысканием заложенных 49% акций банка и обращаясь за помощью к председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной.
Информация о собственниках облигаций не является общедоступной и не известна даже эмитенту, за исключением случаев, когда держатели сами раскрывают эти сведения, сказал газете представитель Russian Standard. Согласно доступной ранее информации, компании А1 не было среди держателей облигаций, ими владели в основном крупные международные инвестиционные фонды, отметил он. Крупнейшим иностранным держателем бумаг был швейцарский фонд Pala Assets бывшего совладельца «Мечела» Владимира Йориха – у фонда было 25% долга, писали «Ведомости». Известно также еще об одном держателе — американской управляющей компании Amundi Pioneer с активами под управлением в размере $2,1 трлн.
По словам представителя А1, сейчас размер долга Russian Standard по дефолтным бумагам с учетом накопившихся процентов превышает $850 млн. Таким образом, А1 перешли права требования на $255 млн. Представитель А1 отказался сообщить, по какой цене компания выкупила у держателей бумаги и с каким дисконтом. Продажа акций банка по справедливой цене – это лучший сценарий для держателей дефолтных облигаций, отметил представитель «Мириад рус» (представляет около 10% держателей облигаций) Андрей Рожков. По его словам, они смогут получить денежную компенсацию, а не акции, которыми придется управлять или реализовывать на, вероятно, неликвидном рынке. Другой вопрос, что акции могут быть проданы со значительным дисконтом, добавил Рожков.
С точки зрения российского права передача долга ничего не значит, сказал партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Citi (залогодержатель и трастовый управляющий) является агентом всех владельцев облигаций, указал юрист, соответственно, принципиальной разницы, кто владеет облигациями — российская компания или иностранная, не существует. Иной подход противоречит принципу равенства всех перед судом.
Суд уже отказал Citi, решение вступило в силу, то есть залога фактически нет, а поиск инвесторов может носить сугубо теоретический характер, отметил Клеточкин. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко предположил, что новая стратегия А1 может быть связана с выкупом дефолтных бумаг и последующей попыткой реализовать свои права уже как кредитора: держатели облигаций имеют право на обращение с заявлением о банкротстве кредитора.
В июле 2020 года Citi по инициативе держателей облигаций нанял EY для оценки стоимости заложенных акций, и она оценила 49% акций в 12,7 млрд рублей, сказал собеседник газеты. Аналитики инвестбанка JPMorgan в марте 2020 года по собственной инициативе провели оценку, писал РБК: весь «Русский стандарт» они оценили в 0,7 капитала, или 17,6 млрд рублей, а кредиторы могут рассчитывать на 8,6 млрд рублей (около 30% от номинала бондов, или $131 млн).