Звонок от Facebook: как падали акции IT-гигантов и почему пора извлечь из этого урок
Технический сбой, затронувший 4 октября миллиарды пользователей Facebook, Instagram и WhatsApp привел не только к падению акций компании Марка Цукерберга, но и к снижению основных фондовых индексов США. Плохие новости такого масштаба каждый раз заставляют задуматься о смене рыночного тренда. «Бычий» рынок, который длится уже более 12 лет, по всей видимости, подходит к концу. Что дальше? По законам жанра нас ждет большой или даже очень большой обвал на фондовом рынке, необходимый для его очищения от разного мусора и хлама и приведения цен на активы в их адекватное состояние.
Почему FAANG?
Для того чтобы наглядно продемонстрировать возможные сценарии, я решил посмотреть, как могут падать крупнейшие технологические компании США. Для этого было выбрано пять из них, которые принято обозначать как FAANG: Facebook (FB), Apple (AAPL), Amazon (AMZN), Netflix (NFLX) и Alphabet (GOOGL), так как Google стал частью холдинга Alphabet только в 2015 году, то в тексте будем использовать его оригинальное название.
Эти бумаги являются признанными лидерами роста в последние годы, у всех на слуху и присутствуют в той или иной степени в портфелях большинства инвесторов. Это те компании, в которые мы не только вкладываем деньги, но и практически ежедневно пользуемся их продуктами.
Поведение бумаг компаний, входящих в FAANG, во время кризисов может быть не только наглядным уроком предстоящих перемен, но и возможностью реально оценить их влияние на свои личные инвестиции. Кроме того, каждый мало-мальски опытный инвестор понимает, что модель падения крупнейших технологических компаний может послужить базой для оценки масштаба возможных потерь менее известных и устойчивых компаний. Судьба этих бумаг обычно складывается гораздо хуже.
Кризис доткомов
Для технологических компаний кризис 2000 года, который получил название кризиса доткомов, представляет собой своеобразный эталон. Пузырь больших ожиданий от акций интернет-компаний лопнул 10 марта 2000 года. Индекс Nasdaq уже к середине апреля потерял более 34% и вернулся к своему докризисному значению только в конце 2015 года. Что касается наших «подопечных», то в это время, как это ни странно, на рынке были только Amazon и Apple. Google уже существовал, но его акции стали торговаться лишь в 2004-м. Кстати, в этом же году был основан Facebook, но на фондовый рынок компания выйдет только в мае 2012 года. Что касается Netflix, то хотя она была основана в 1998 году, ее IPO прошло лишь в 2002 году — уже после исторического обвала, хотя угли от пожара еще тлели.
Таким образом, уроки кризиса доткомов можно изучать только на двух компаниях: Apple и Amazon. Первая из них в те годы не блистала особыми успехами — можно вспомнить неудачные попытки производства цифровых фотокамер. Apple умудрилась потерять 79,8% своей стоимости к концу 2000 года, если сравнивать с мартовским пиком. Еще сильнее кризис ударил по Amazon: акции компании стремительно покатились вниз и обесценились к апрелю 2001 года на 94,4% относительно вершины в декабре 1999-го. А ведь это была уже относительно крупная компания, которая торговала книгами, аудио и видео продукцией онлайн. Чтобы вернуться на уровень марта 2000 года Amazon понадобится почти восемь лет. Apple уложилась в неполные пять.
Какие выводы здесь можно сделать? Они весьма просты. Во-первых, предыстория этого кризиса во многом схожа с тем, что мы видим сейчас. Прежде чем рухнуть, фондовый рынок очень сильно рос. Достаточно сказать, что за 12 месяцев до кризиса индекс Nasdaq прибавил 101,5%. Во-вторых, самый печальный урок заключается в том, что после веселого и задорного застолья может наступить многолетнее восстановление. Это то, к чему современный инвестор совсем не готов.
Начало Великой рецессии
Следующий кризис не заставил себя долго ждать, и хотя он был вызван в основном тонкостями американской ипотеки и соответствующих финансовых продуктов, его почувствовала на себе вся мировая экономика. Не стала исключением и группа FAANG. Здесь она была представлена уже в полном составе, за исключением Facebook.
К ноябрю 2008 года индекс Nasdaq потерял 45,2% по сравнению с пиком в мае. А в марте 2009 года он поставил новый рекорд падения — почти 49%. В общей сложности наши компании потеряли больше половины своей стоимости. Так, бумаги Netflix упали на 50,8%, Amazon — на 56,2%, Google — на 58,9%, а Apple — на 56,2%.
В отличие от кризиса доткомов, восстановление рынка было менее продолжительным и отличалось резким взлетом отдельных компаний, которые имели хорошую финансовую подушку и лучше других понимали будущие запросы потребителей. Например, уже в мае 2009 года акции Amazon достигли своих максимальных докризисный значений. В этом же году компания приобрела за $1,2 млрд один из самых больших онлайн-магазинов обуви и одежды Zappos.com.
В результате за 2008 -2009 год Amazon показала отличный результат: за два года ее акции выросли на 50,5%. Вышел в плюс и Apple — на 17,7%. Незадолго до кризиса компания представила свой первый iPhone.
Однако безусловным лидером стал Netflix. Компания очень быстро восстановилась и показала рост в 115,6% за два года. Дело в том, что именно в это время Netflix с большим успехом переходил на потоковое видео. Но далеко не у всех была такая радужная картина. В конце 2009 года индекс Nasdaq был еще в минусе (-9,4%), а своего докризисного пика он достиг только в феврале 2011 года. Не «оклемались» за два года и акции Google, оставаясь в минусе на 8,4%.
Ближе к делу
Наша картина будет неполной, если мы не добавим в нее последний цикл повышения процентной ставки в США в 2015 - 2018 годах и «ковидный» обвал марта 2020 года.
Напомню, что в декабре 2015 года ФРС повысила базовую процентную ставку с практически нулевого уровня, на 0,25%. Это было сделано впервые почти за 10 лет. Как крупные технологические компании отреагировали на это? Не самым лучшим образом, но уровень негатива при этом был разный. Так, меньше других пострадали Google и Facebook: за месяц их акции просели на 8,7% и 11,7% соответственно. А вот Amazon в феврале 2016 года рухнул на 25% со своего пика в декабре 2015-го. Не остались в стороне и бумаги Apple — они тоже подешевели на 20%. Однако рекорд падения в нашей знаменитой пятерке достался Netflix, который потерял 36,7% за два месяца.
В преддверии неизбежного повышения процентной ставки в США, этот пример очень важен. Он показывает, что даже минимальный рост ставки может привести к существенному падению цен на акции технологических гигантов. При этом те компании, которые были меньше завязаны на кредитные ресурсы, оказались более устойчивыми к повышению процентной ставки, и наоборот.
Нужно также отметить, что период роста процентной ставки не отличался большой доходностью технологических компаний. Так, за три года, с 2015 по 2017-й, индекс Nasdaq вырос всего на 14,9%. Такой скромный рост — еще один вариант развития событий на ближайшие годы, о котором стоит помнить инвесторам.
События марта 2020 года, когда рынок рухнул из-за эпидемии COVID-19, интересны тем, насколько уязвимы технологические гиганты в экстремальных ситуациях. Какая логика ценообразования срабатывает в таких случаях?
Для того чтобы иметь сопоставимые показатели, я определил временной отрезок для анализа акций с 18 февраля по 9 марта 2020 года. Именно в это время, как правило, происходили главные потрясения — от пиков роста до дна падения. Наверное, сейчас это неудивительно, но меньше всего просели тогда бумаги Netflix — будущего любимца эпохи карантина, — всего на 4,3%. Гораздо ниже, но не запредельно, опустились Amazon и Apple: они оказались совсем рядом (-11,4% и -12,2% соответственно). И это было объяснимо: услуги и продукция обеих компаний весьма востребованы в период вынужденной изоляции.
Больше всех потеряли Google и Facebook (16,0% и 16,8%). Казалось бы, это тоже бумаги времен пандемии, что потом и подтвердил рынок, но в самый критичный момент они упали сильнее своих коллег по FAANG. Возможно, инвесторы не поверили в способность этих компаний нарастить онлайн-рекламу в данных обстоятельствах. Хотя, я не исключаю и того, что рынок просто ошибся. И такое бывает!
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора