В конце августа ВТБ отправил необязывающее предложение Citigroup о покупке розничного бизнеса Ситибанка, рассказал журналистам член правления ВТБ Дмитрий Пьянов. Он не раскрыл указанную в предложении цену и принципы ее формирования, добавив, что банк предложил «консервативную» цену за розничный бизнес, потому что у Ситибанка специфичные клиенты, «чувствительные к выбору банков»». Эти клиенты не в каждом банке будут готовы остаться, добавил он.
Пока Ситибанк не отреагировал на предложение ВТБ, отметил Пьянов. Пресс-служба Ситибанка заявила Forbes, что все детали, связанные с процессом продажи розничного бизнеса, являются конфиденциальными.
С чего все началось
В апреле американская Citigroup объявила, что выйдет из розничного бизнеса в России и еще 12 странах. Пресс-служба российского Ситибанка тогда уточнила, что розничный бизнес в России планируется продать, до сделки Ситибанк продолжает обслуживать клиентов розничного бизнеса в полном объеме, включая работу офисов и отделений.
В июле Cитибанк разослал предложение в топ-30 российских банков с предложением о покупке своего розничного бизнеса целиком, писал «Коммерсантъ». Предложение включало продажу 250 000 карт клиентов, кредиты примерно на 40 млрд рублей, обязательства банка перед физлицами примерно на 160 млрд рублей и большую часть сети, в которой работают 2000 сотрудников. Citigroup не устанавливала стоимость розничного бизнеса, а предложила сделать это потенциальным покупателям, чтобы затем выбрать лучшее.
Зачем это ВТБ
Розничные клиенты держат на вкладах в Ситибанке 176 млрд рублей, банк выдал им 46 млрд рублей кредитов, следует из его отчетности за первое полугодие 2021-го. При этом розничный портфель ВТБ приближается к 4 трлн рублей, то есть их бизнесы [с Ситибанком] несопоставимы, сказал Forbes старший директор АКРА Валерий Пивень. Но в рознице Ситибанка хорошая депозитная база, считает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин. «У банка хорошие позиции в сегменте клиентов с доходом выше среднего. Кроме того, Ситибанк активно работал в России с иностранными компаниями, в том числе по зарплатным проектам. Возможно ВТБ хочет развивать розничный бизнес в этом сегменте», — сказал он.
Около 40% (20 млрд рублей) розничного кредитного портфеля Ситибанка — это задолженность по кредитным картам. Покупка позволила бы ВТБ усилить позиции на этом рынке, предполагает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Кроме того, у Ситибанка стабильно низкая просрочка по розничному портфелю. Вероятно, ВТБ интересно получить надежных клиентов, добавил он.
Кто еще претендует на покупку розничного бизнеса Ситибанка
Интерес к розничному бизнесу Ситибанка также проявили Альфа-банк и «Тинькофф». Альфа-банк может приобрести розничный портфель Ситибанка, если это будет хороший бизнес по адекватной цене, говорил на ПМЭФ главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский.
В тот же день о возможной покупке розничного бизнеса Ситибанка сказал председатель правления Тинькофф Банка Станислав Близнюк. Он отмечал, что Тинькофф Банк изучит документы, которые Ситибанк представит для тендера, и, «скорее всего, сделает предложение».
Forbes отправил запрос в Тинькофф Банк и ожидает ответа. Представитель Альфа-банка отказался от комментариев.
«Нам известно о том, что ВТБ не единственный претендент на розничный бизнес Ситибанка, — говорит Пьянов. — В соревновании потенциальных покупателей победит тот банк, который наиболее агрессивно или наименее консервативно оценивает потери при оттоке клиентов Ситибанка. Кто будет уверен в наименьших потерях, тот будет готов предложить наибольшую материальную стоимость и выиграет эту гонку».