Налог на неравенство: почему 130 стран хотят уменьшить прибыль крупных корпораций
Гонка за льготами
Сегодня основные налоги в развитых странах — это налоги на труд (включая взносы в социальные фонды) и потребление, которые в разы превышают налоги на капитал. Из последних основной — налог на корпорации (наряду с налогами на имущество, наследство, доходы от капитала). Так, в странах ОЭСР налоги на труд составляют 17% ВВП, налоги на товары и услуги — 11% ВВП, а налог на прибыль корпораций — всего лишь чуть более 3% ВВП.
Корпоративные налоги остаются на относительно низких уровнях по нескольким причинам. Прежде всего, капитал — один из наиболее мобильных факторов производства, так что увеличение налогов может привести к его быстрому оттоку. В результате у отдельных стран и регионов возникает искушение снизить ставку налога и тем самым переманить капитал у других юрисдикций. Проблема заключается в том, что, когда подобное искушение есть у всех, это ведет к гонке налоговых льгот и других условий благоприятствования, которые в итоге приводят к неэффективно низкому уровню налогов во всех конкурирующих странах и регионах. Кроме того, это позволяет крупным мультинациональным корпорациям снижать налоги за счет искусственного переноса прибыли между странами, где они работают.
Вышедшее летом 2021 года исследование группы экономистов из Министерства экономики и финансов Италии показало, что корпорации действительно активно используют налоговый арбитраж для увеличения своей прибыли. В современной экономике, где все большую роль играют нематериальные активы, подобный арбитраж особенно распространен.
Стимулы или справедливость
С другой стороны, в защиту низких корпоративных налогов выступали и многие ученые-экономисты. В 1970–1980-х годах вышло несколько очень важных статей, включая работы нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, которые подчеркивали, что налог на капитал ведет к большим потерям в экономике, так как лишает людей стимулов к накоплениям. Именно эти работы послужили научным обоснованием существенного снижения налогов на капитал в развитых странах, начавшегося в 1980-е годы.
Однако уже в XXI веке появился целый ряд новых исследований, показывающих, что высокие налоги на труд могут вызывать еще большие искажения, чем налог на капитал, тогда как низкие налоги на капитал приводят к чрезмерному росту неравенства. При таком более широком взгляде на налоговую систему аргументы в пользу низких налогов на капитал оказываются менее убедительными.
Свою роль играет и политика: во многих развитых странах общество ждет от государства более активной борьбы с неравенством. Такой запрос практически всегда формируется после экономических кризисов, от которых прежде всего страдают наименее обеспеченные слои населения. Так уже было после финансового кризиса 2008 года, и пандемия только усилила эти настроения.
Правительства ищут способы увеличить свои доходы, чтобы более активно перераспределять национальное богатство от богатых к бедным, и повышение налога на капитал становится одним из наиболее популярных решений.
Концентрация капитала
Еще одним важным фактором налоговой политики становятся происходящие технологические изменения. Растущая роботизация и автоматизация приводят к увеличению производства, притом что средняя зарплата растет не так стремительно (в основном в развитых экономиках). Доля капитала в ВВП по сравнению с трудом увеличивается и, скорее всего, с учетом наблюдающихся глобальных трендов будет расти и дальше.
В результате мы видим сокращение базы у налогов на труд и ее расширение у налогов на капитал.
Особую роль при этом играют крупнейшие корпорации и, в частности, технологические гиганты из «большой пятерки» GAFAM (Google, Amazon, Facebook, Apple и Microsoft). Они не только играют важную роль в увеличении роли капитала по сравнению с трудом, но и наиболее активно пользуются налоговым арбитражем между различными юрисдикциями.
Во многом из-за этих корпораций активизировалось обсуждение минимального корпоративного налога, а также идеи перехода к взиманию налогов по месту нахождения клиентов и получения прибыли компании, а не по месту ее регистрации.
Сочетание всех этих факторов делает практически неизбежным увеличение общего уровня налогообложения в экономике, и прежде всего налогов на корпорации как части налогов на капитал. Это в первую очередь коснется крупных мультинациональных корпораций, в особенности техногигантов из GAFAM. Уже сейчас это полезно иметь в виду всем инвесторам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора