Банки начали выдавать кредиты на покупку электромобилей на особых условиях
Крупные банки начали выдавать кредиты на электромобили на особых условиях. Направление интересно кредитным организациям, потому что электромобили — это премиальный сегмент с высокими чеками и надежными клиентами, а правительство готовит к запуску программу поддержки такого транспорта
Крупные российские банки начали выдавать кредиты на покупку электромобилей на особых условиях. Банкиров стимулируют программа господдержка развития электротранспорта, высокие цены на машины и надежность клиентов, которые их покупают, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на финансистов и экспертов.
ВТБ в сентябре запускает программу кредитования на новые электроавтомобили, доступные для покупки у официальных дилеров, рассказал газете заместитель председателя правления банка Анатолий Печатников. Клиенты смогут получить средства на срок до 7 лет под 3% годовых. Максимальная сумма кредита — 7 млн рублей при минимальном первоначальном взносе 20%. Ставка будет фиксированной при страховании автомобиля на весь срок кредита, а стоимость страховки такая же, как для обычного автомобиля.
Аналогичную программу запустил Газпромбанк: кредит в размере до 5 млн рублей выдается на 5 лет под 3,9% годовых. Кредиты на покупку Porsche Taycan выдают Сетелем-банк (дочерний банк «Сбера») и Росбанк. У них базовые ставки гораздо выше — 10,9% и 11,5% годовых соответственно. Срок кредитов достигает 5 лет при сумме 12 млн и 8 млн рублей.
В 2020 году в России продали почти 5300 подержанных и 687 новых электроавтомобилей, рассказал Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. За пять месяцев 2021 года реализовано почти 2700 подержанных и 650 новых машин. Сегмент новых электромобилей — премиальный: Tesla Model 3 (цена 4,5-6 млн рублей), Jaguar I-Pac, Porsche Taycan, Audi e-tron (цены на них начинаются от 6,5 млн рублей).
Опрошенные банкиры и эксперты отметили, что кредиты на электромобили нацелены на перспективу, а не на текущее состояние рынка. По оценке проектного лидера Frank RG Станислава Сухова, сейчас на сегмент приходится менее 0,5% рынка автокредитования. «Чтобы направление стало перспективным, необходимо не только создавать спецпредложения на кредиты, нужны и другие составляющие: интерес клиентов к электрокарам, увеличение объемов производства и дистрибуции и инфраструктура», — полагает руководитель управления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев.
Качественный рост рынка начнется, когда в России наладится производство электромобилей, то есть не ранее 2025 года, прогнозируют в Газпромбанке.
Директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина напомнила, что к 2030 году по недавно принятой концепции развития электротранспорта в России, в стране должны выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема всех произведенных транспортных средств. Политика государства в отношении электротранспорта предусматривает компенсацию скидки конечному покупателю до 25% от стоимости электротранспорта, тогда как скидки по обычным автомобилям компенсировались в размере до 10%, добавил менеджер группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли «Делойт» в СНГ Александр Васильев.
Кредит на электромобиль рассчитан на премиальных клиентов, что делает его почти безрисковым для банка даже при низкой ставке, отметил собеседник в инвестиционном сообществе. «Целевая аудитория — руководители компаний, которым для создания имиджа необходим электрокар, и риски просрочки в таком сегменте минимальны», — уточнил он. Собеседник добавил, что банки отчитываются о своем соответствии ESG-повестке, а кредитование электромобилей в нее вписывается и при этом не требует серьезных инвестиций и трансформации.