«Аэрофлот» наращивает пассажиропоток и расходы: что делать инвестору
Что случилось
Группа «Аэрофлот», в которую, помимо одноименной компании, входят также лоукостер «Победа» и авиакомпания «Россия», отчиталась о сокращении чистого убытка на 93% во II квартале 2021 года по МСФО, росте выручки и пассажиропотока и резком росте расходов.
Что это значит
«Аэрофлот» сократил чистый убыток по МСФО до 2,6 млрд рублей, выручка группы выросла во II квартале 2021 года в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 119,7 млрд рублей, пассажиропоток увеличился в 6,5 раза — до 11,2 млн человек.
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Андрей Чиханчин сказал, что группе удалось улучшить финансовые показатели за счет перевозок внутри страны и постепенного восстановления международных полетов. Во II квартале группа увеличила пассажиропоток на внутренних линиях на 13,7% по сравнению со II кварталом доковидного 2019 года, говорится в материалах компании. При этом у «Аэрофлота» во II квартале почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли операционные расходы — до 114,4 млрд рублей, в основном за счет роста расходов на техническое обслуживание самолетов, обслуживание судов и пассажиров и покупку топлива.
Улучшение финансовых показателей «Аэрофлота» может быть связано с эффектом низкой базы прошлого года. Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) признали прошлый год худшим в истории авиации: авиакомпании перевезли на 60,2% меньше клиентов (1,8 млрд человек), чем в 2019 году. Общая выручка от пассажирских перевозок в 2020 году упала на 69%, до $189 млрд.
Зачем мне это знать
Крупным планом
В России суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний по итогам 2020 года составил почти 125 млрд рублей против 4 млрд рублей прибыли годом ранее, писал РБК. А лидер группы, «Аэрофлот», лишился первого место по числу перевезенных пассажиров, уступив его S7. Это продолжалось вплоть до апреля 2021 года.
Группа «Аэрофлот» перевезла в 2020 году на 50,2% меньше пассажиров, чем годом ранее — 30,2 млн человек. В группе сильнее всего пострадал «Аэрофлот», сокративший число пассажиров почти на 61%, по нему сильнее ударила приостановка международных рейсов. А авиакомпания «Победа» потеряла только 11,7% клиентов. В конце 2020 года компания получила господдержку — провела допэмиссию на 80 млрд рублей. И половину суммы — более 40 млрд рублей — правительство выделило из Фонда национального благосостояния. Группа также наряду с другими перевозчиками получала субсидии.
Но теперь авиакомпании с надеждой ждут восстановления перевозок. Глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов в феврале 2021 года говорил РБК, что, согласно прогнозам внешних аналитиков и консультантов, рынок авиаперевозок может восстановиться в 2023–2024 годах, а в России это произойдет быстрее — уже в 2022 году. За первые семь месяцев 2021 года ситуация с перевозками действительно стала выправляться: российские авиакомпании увеличили пассажиропоток на 65% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сказал министр транспорта Виталий Савельев.
Что делать инвестору
Среди российский авиакомпаний помимо «Аэрофлота» торгуется Utair. В понедельник торги бумагами «Аэрофлота» на Московской бирже закрылись на уровне 69,28 рубля, прибавив всего 0,93% (с учетом торгов в вечернюю сессию). Стоимость бумаг обновила двухмесячный максимум, что отражает «умеренный оптимизм инвесторов относительно среднесрочных перспектив компании», сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.
С одной стороны, авиация — один из самых уязвимых и недооцененных секторов экономики из-за пандемии, говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Но ситуация с перелетами в мире по-прежнему тяжелая, и восстановление будет долгим, поэтому не стоит спешить с приобретением акций «Аэрофлота», добавляет старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин. «Приобрести их можно лишь на долгосрочную перспективу», — отметил Ганелин. Пока отсутствие прибыли компании для инвестора означает одно — отсутствие дивидендов, замечает руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. А с учетом эффекта COVID и возросшей долговой нагрузки акции компаний сектора еще долго сложно будет рекомендовать с точки зрения фундаментальных характеристик, указывает старший аналитик УК «Альфа-Капитал» Максим Бирюков.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин рекомендует вместо акций авиаперевозчиков присмотреться к производственным компаниям. Самая очевидна ставка — Boeing; также, по мнению эксперта, перспективен поставщик комплектующих для самолетов Transdigm.