Минфин закрепит в Бюджетном кодексе антикризисные практики пандемии
Минфин намерен внести в Бюджетный кодекс часть антикризисных практик, опробованных в пандемию. Например, министерство предлагает сохранить возможность правительства направлять на закрытие дефицита бюджета при падении цен на нефть средства Фонда национального благосостояния сверх предусмотренного объема
Минфин подготовил проект изменений в Бюджетный кодекс, закрепляющий часть временных антикризисных практик правительства, связанных с управлением бюджетом. В частности, поправки сохранят за правительством полномочия направлять на закрытие дефицита бюджета при падении цен на нефть средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх предусмотренного бюджетом объема. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Поправками предусматривается продление до 2025 года возможности использования доходов от управления средствами ФНБ на текущие расходы. Акцизы планируется перераспределить между центром и регионами в пользу последних. Ранее на 2020–2021 годы власти установили аналогичные допущения для оперативного реагирования на изменения цен на нефть и пандемию коронавируса. Самым значительным из них стало временное отступление от ограничивающего расходы «бюджетного правила», к соблюдению которого власти планируют вернуться с 2022 года.
Минфин предлагает установить в Бюджетном кодекса постоянную возможность правительства использовать для покрытия дефицита средства ФНБ сверх предусмотренного законом о бюджете объема — в случае если цены на нефть оказываются ниже базового уровня. Но возможность таких трат ограничивается 1% ВВП. Эта мера была временно введена в 2019 году и затем была продлена еще на год.
Одновременно Минфин рассчитывает продлить до 2025 года возможность направления доходов от управления средствами ФНБ не на накопление, а на обеспечение текущих расходов бюджета. Согласно Бюджетному кодексу, эти средства должны идти на пополнение фонда, но в 2015 году эта норма была приостановлена до февраля 2024 года. В 2020 году на размещении средств ФНБ в иностранной валюте Минфин заработал 81,3 млрд рублей.
Проект изменений предусматривает расширение полномочий Минфина в части внесения изменений в сводную бюджетную роспись без правки закона о бюджете. Среди них — увеличение ассигнований, зарезервированных для оперативного финансирования мероприятий, направленных на обеспечение обороны и безопасности страны, а также «перебрасывание» средств между госпрограммами (не более 10% от годового объема ее финансирования) или между объектами капитального строительства (при условии, что в результате перераспределения средств не появляются новые объекты).
Упрощенный порядок предусматривается и в случаях увеличения ассигнований из резервного фонда в объеме не более «несвязанных» остатков средств бюджета, которые возникли из-за неполного использования или уменьшения ассигнований, но до конца года не могут быть использованы. Такое решение предлагается принимать по согласованию с парламентской комиссией. Эту же возможность предлагается предоставить регионам с высокой или средней долговой устойчивостью, а до 2023 года — всем регионам. Они смогут своими законами определять порядок использования «несвязанных» остатков бюджетных ассигнований, в том числе — направлять их в региональные резервные фонды.
Для финансовой поддержки региональных бюджетов Минфин предлагает пересмотреть распределение доходов от акцизов между федеральным центром и субъектами. С 2022 года доходы от акцизов на средние дистилляты планируется в 100-процентном объеме зачислять в федеральный бюджет, сейчас они делятся пополам между центром и регионами, отмечает газета. Взамен регионам предлагается добавить к имеющимся у них 80% доходов от акцизов на крепкий алкоголь еще 4%.
Свое предложение Минфин объяснил тем, что акцизы от дистиллятов зависимы от динамики нефтяных цен, а перераспределение исключит эту неопределенность для регионов. Доходы от дополнительных 4% алкогольных акцизов оцениваются в 9 млрд рублей в год. Для сравнения, среднее сальдо акцизов на дистилляты в региональные бюджеты составило 8,4 млрд рублей в 2018 году, 8,3 млрд рублей в 2019 году и 5,3 млрд — в 2020 году, без учета поступлений в связи с нестабильностью и формированием зависимости ставки акциза от цены на нефть в 2020 году, отмечает «Коммерсантъ».