Apple объявила в штаб-квартире в Купертино свои финансовые результаты за IV квартал 2012 года (для компании это I квартал 2013-го финансового года). Выручка составила рекордные $54,5 млрд, чистая прибыль - $13,1 млрд. В аналогичный период годом раньше выручка была $46,3 млрд, а чистая прибыль — те же $13,1 млрд. Продажи iPhone тоже выросли — 47,8 млн штук против 37 млн годом ранее, iPad — 22,9 млн (15,4 млн годом ранее).
Котировки Apple на Nasdaq поначалу казались малочувствительными к новостям компании: сразу после объявления результатов они упали менее чем на 1%, но затем снова начали расти и торговую сессию закончили в плюсе ($514 по сравнению с уровнем закрытия предыдущего дня $504). Однако на торгах после закрытия биржи 23 января (так называемые after hours, на Nasdaq они начинаются после 16-00 и характеризуются гораздо большей волатильностью, чем основная торговая сессия) все оказалось гораздо хуже для компании: котировки упали более чем на $50, до $463,49.
Объявление результатов состоялось в непростое для Apple время.
Компания перестает восприниматься как первооткрыватель, безусловный законодатель мод и создатель лучшего на рынке продукта.
Конкуренты, прежде всего Samsung, производят устройства вполне сравнимого качества, но дешевле и к тому же в широком ассортименте. Осенью прошлого года презентация новых продуктов Apple — iPhone 5 и iPad Mini — не вызвала особых восторгов. Рынок по полной программе отыграл неприятности компании: еще в сентябре прошлого года цена ее акции поднималась выше $700, а сейчас крутится вокруг $500 — примерно на 30% дешевле сентябрьского уровня. Аналитики предвещали Apple не особенно благоприятные, на фоне прежних успехов компании, итоги: рост выручки на не впечатляющие в случае Apple 18%, до $54,8 млрд и продажи iPhone на уровне 48 млн штук. Итоговые цифры оказались даже чуть ниже. «Удлинение» iPhone 5 для освежения его имиджа, выпуск устройства незадолго до рождественских распродаж — эти вроде бы и правильные, но не поражающие воображение меры не смогли привести к резкому росту популярности iPhone.
Примерно так же обстоит дело с iPad. Выход прошлой осенью iPad Mini в целом помог общим продажам таблеток Apple, но не очень существенно — аналитики предполагали продажи на уровне 23-24 млн штук, но в последнем квартале 2012 года было продано лишь 22,9 млн планшетов Apple. Впрочем, CEO компании Тим Кук на конференции после объявления результатов объяснил это недостаточным объемом поставок: если бы Apple удалось удовлетворить все заказы, продажи были бы выше.
Продажи других устройств Apple и вовсе показали отрицательную динамику. Продажи компьютеров Mac снизились более чем на миллион — с 5,2 до 4,1 млн, это намного ниже прогнозов. Тим Кук и это объяснил проблемами с поставками: по его словам, продолжают сокращаться и продажи плееров iPod — с 15,4 млн в IV квартале 2011 года они упали до 12,7 млн в IV квартале 2012-го. Но это скорее естественный процесс: возможностей для мобильного доступа к интернету все больше, «облачное» хранение теснит старые способы сохранения данных, и устройства, позволяющие записать в них много музыки, постепенно теряют актуальность.
Помимо объявления результатов Apple задала ориентиры своего развития на первый квартал наступившего года. Директор по финансам Apple Питер Оппенгеймер пообещал, что выручка компании в I квартале 2013 года (он же II квартал 2013-го финансового года) составит $41-43 млрд. Рентабельность компании должна составить от 37,5% до 38,5%. Apple традиционно занижает выручку в своих прогнозах, и объявленная Оппенгеймером цифра на $3-5 млрд отстает от прогнозов аналитиков. Всех интересовал в первую очередь не привычно скромный финансовый прогноз, а объявления о новых продуктах Apple: рынок ждет новую версию iPad, ходят слухи о дешевом iPhone, да и iPhone 5 скоро придет время обновляться. Любое обещание компании на эти темы было бы воспринято благоприятно, но по крайней мере в первые часы после обнародования квартальных результатов
про новые продукты руководство Apple предпочло не распространяться.
Не ответил Кук и на вопрос об Apple TV, которое, по мнению аналитиков, может стать для компании тем устройством, которое вернет ей славу первопроходца.