Эффект щедрости: как президентские выплаты пенсионерам повлияют на экономику
Президент Владимир Путин подписал два указа о единовременной выплате пенсионерам в размере 10 000 рублей. Подобные выплаты не новация: последний раз такое было в начале 2017 года, когда всем пенсионерам выплатили по 5000 рублей, частично компенсировав случившийся после кризиса 2014 года всплеск инфляции.
В реальном выражении пенсии сейчас на 6% выше 2011-го, но на 2% ниже пикового значения 2014 года. В этом году пенсии в реальном выражении начали снижаться. Стоит помнить, что главным критерием успешности пенсионной политики является не столько рост реальных пенсий, сколько удержание относительно стабильного соотношения пенсий к средней зарплате по стране. Рекомендуемый Международной организацией труда (МОТ) уровень — 40%. У нас такого никогда не было, но до 35% дотягивали. С 2016 года этот показатель устойчиво падает и опустился уже ниже 29%. Пандемия ускорила этот тренд. Разовые выплаты вряд ли его развернут, хотя и приостановят снижение.
Стимулирование расходов
Перед сентябрьскими выборами в Госдуму выплаты, конечно, подаются как доказательство неустанной заботы власти о народе. Однако, по предварительным расчетам, речь идет о 500 млрд рублей — это много, примерно 12% от ежемесячных расходов россиян на покупку товаров и услуг. Понятно, что разовая раздача такой суммы не может не нести в себе проинфляционных эффектов. Особенно учитывая тот факт, что внутреннее потребление домохозяйств (с исключением расходов на зарубежный туризм) не только восстановилось до докризисных значений, но и превысило их. То есть поддержка расходов осуществляется в условиях, когда на макроуровне их вроде бы и не нужно поддерживать.
Для выполнения президентских указов правительству не придется вносить поправки в бюджет — такую возможность дает особый порядок исполнения федерального бюджета в 2020-2021 годах. Сверхплановые ненефтегазовые доходы распределяются в резервный фонд правительства, которым оно может оперативно распоряжаться.
Пенсии и ставки
Обязан ли ЦБ реагировать на такое решение повышением ставок? Тут все зависит от того, уложатся ли эти расходы в рамки бюджетного правила. Дело в том, что бюджет этого года считался из расчета более низких цен на нефть, инфляции, реального и номинального ВВП. По факту ВВП в номинальном выражении оказался в этом году намного выше — а значит, намного выше оказались и доходы, в том числе ненефтегазовые. По бюджетному правилу Минфин может потратить эти доходы, но только дополнительные, которые появились из-за более высокой инфляции и более высоких реальных темпов роста.
Если это условие будет соблюдено, монетарный эффект от такой бюджетной политики будет нейтральным: больше получили — больше потратили, то есть для ужесточения денежно-кредитной политики поводов нет.
Но если окажется, что необходимая для выплат пенсионерам сумма больше, чем имеющиеся в распоряжении правительства дополнительные ненефтегазовые доходы, то тут уже появляется положительный бюджетный импульс, создающий проинфляционные эффекты. Это уже фактор для дальнейшего повышения ставок, хотя и не определяющий.
Напомним, что в этом году Минфин уже частично потратил такие дополнительные доходы — на детские выплаты перед 1 сентября, и мы видим, что это еще больше подогрело спрос. Есть большое подозрение, что новые расходы могут не уместиться в рамки бюджетного правила. Окончательный ответ на вопрос, как в этом случае выкрутится Минфин, мы получим 15 сентября, когда ожидается публикация проекта бюджета на 2022-2024 годы.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Названы лучшие и худшие пенсионные системы в мире
Названы лучшие и худшие пенсионные системы в мире