К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Никому руки не выкручивают»: почему спорят Wildberries, Visa и Mastercard

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Wildberries обвиняет в завышенных тарифах платежные системы, которые, в свою очередь, заявили о дискриминации потребителей. Forbes объясняет, в чем суть конфликта

Что случилось

Крупнейший российский онлайн-ретейлер Wildberries объявил, что его покупатели теперь могут экономить на комиссиях, оплачивая товары с помощью российских платежных сервисов — «Мир», Система быстрых платежей (СБП) или SberPay. Комиссии международных платежных систем достигают 2%, отмечает в сообщении ретейлер. Комиссии при обработке транзакций отечественными платежными системами ниже, поэтому, выбирая при оплате заказа «Мир», СБП или SberPay, россияне могут сэкономить на покупках 2%.

«Эквайринговые комиссии всегда были на уровне 1,2-2% в зависимости от видов товаров. Когда на рынок пришел «Мир», он установил комиссию на уровне 0,8%. Тогда это объяснялось необходимостью расширить сеть приема», — говорит председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. Но со временем их комиссии практически не изменились. Поэтому и образовалась такая разница между комиссиями по «Миру» и по картам международных платежных систем, говорит Обаева.

Международные платежные системы вынуждены платить тарифы в Национальную систему платежных карт (НСПК). Их обязали делать это после того, как в 2014 году Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты, выпущенные банками, акционеры которых попали под санкции США. Тогда в России приняли закон, по которому все операции по картам международных платежных систем должна обрабатывать НСПК. С 2015 года Visa и MasterCard обязаны нанимать НСПК в качестве подрядчика для обработки своих транзакций. В 2016 году свой трафик в НСПК передали также JCB, American Express и China Union Pay.

 

Тарифы для Visa и MasterCard неизвестны — ни компании, ни НСПК их не раскрывают. Но известна сумма, которую НСПК получает от систем. Так, в 2019 году Visa и MasterCard заплатили НСПК 11,9 млрд рублей. Это 74% от общей выручки НСПК, которая составила 16,1 млрд рублей. В 2020 году НСПК не раскрыла сумму, полученную от Visa и MasterCard.

Wildberries неоднократно заявляла представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, рассказал «Ведомостям» представитель Wildberries в ответ на заявления Visa и Mastercard. 20 августа компания распространила заявление, в котором сообщила о незаконном давлении иностранных платежных систем на российские банки. «Нам стало известно о поступлении официальных писем от зарубежных платежных систем в адрес российских банков с угрозами штрафных санкций. Рассматриваем эти инциденты как попытки давления на отечественные финансовые организации, ограничения их независимой работы», — говорится в заявлении.

 

Оборот Wildberries миллиардера Татьяны Бакальчук вырос за год почти вдвое

Что говорят международные платежные системы

В Visa и Mastercard посчитали, что ретейлер не снизил цену для тех, кто использует российские карты, а наоборот — повысил на 2% стоимость товаров для держателей иностранных карт, сообщала газета «Коммерсант».

Такой подход нарушает права потребителей, поэтому Visa начала расследование, сообщил изданию представитель международной платежной системы в России Кирилл Агеев: «В компании Visa обеспокоены решением Wildberries начать взимать комиссию при оплате за товары по картам Visa в России. Мы выступаем против такой практики, поскольку убеждены, что такие действия негативно сказываются не только на потребителях, но и на самом бизнесе. Мы убеждены, что у потребителей должна быть возможность выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты».

 

Mastercard увидел признаки дискриминации в отмене Wildberries комиссий за оплату российскими сервисами

Что говорит АКИТ

Wildberries поддержала отраслевая Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Давно пора показать потребителям, как зависит цена от способа платежа, считает президент ассоциации Артем Соколов. По его мнению, у покупателей сейчас большой набор платежных инструментов и есть выбор, какой платежной системой воспользоваться при оплате товара, а 2% — это не дополнительная комиссия и не повышение цены: услуга межбанковской комиссии, которую формирует платежная система, всегда была заложена в стоимость товара.

Соколов ссылается на данные ЦБ, по которым на карту «Мир» приходится более 24% всех операций в стране. В сегменте е-commerce сейчас больше 80% операций — безналичные, говорит Соколов, а международные платежные системы постоянно повышают interchange (интерчейндж — комиссия, которая взимается при безналичных расчетах. — Forbes). Только в этом году, продолжает он, одна из них повысила interchange для интернет-торговли на 50% (Соколов ссылается на заметку, в которой речь идет о повышении MasterCard межбанковских комиссий на 30-50%).

«Интерчейндж выплачивается при операциях в торговых предприятиях банками-эквайрерами напрямую банкам-эмитентам и является важным инструментом, который позволяет стимулировать внедрение инновационных технологий и привлекательных предложений для держателей карт, в том числе программ лояльности и кешбэка, — ответил на запрос Forbes представитель MasterCard. — Введенные с 1 апреля 2021 года изменения приводят наши ставки интерчейндж к рыночному уровню и являются ответом на ожидания многих российских игроков. Мы действуем сбалансированно и, поднимая интерчейндж в одних категориях, снижаем его по целому ряду товаров и услуг».

Что говорят участники рынка

Никто из конкурентов Wildberries (Ozon, AliExpress, «Яндекс») не стал официально комментировать Forbes конфликт маркетплейса и международных платежных систем. Однако близкие к этим компаниям источники на условиях анонимности говорят, что удивлены решением Wildberries. «Международные системы руки никому не выкручивают. Все продолжают работать с ними. Никто в здравом уме не будет ссориться с Visa и Mastercard. Позиция АКИТ ясна, они продвигают национальную платежную систему», — рассуждает сотрудник крупного онлайн-ретейлера. «Это инициатива, удивившая весь рынок», — соглашается источник из другой компании-конкурента. Кроме того, озвучиваются версии, что демарш Wildberries может быть маркетинговым ходом или средством добиться от платежных систем более выгодных условий.

 

Зарубежный опыт

В Европе очень жесткое регулирование, комиссии по дебетовым картам — строго 0,2%, по кредитным — 0,3%. Из-за этого никаких программ лояльности и кешбэков в Европе нет, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов. В статье для издания econs.online Шибанов писал, что в США действует поправка Дурбина (по имени предложившего ее сенатора), которая установила предельное значение межбанковской комиссии для финансовых организаций с активами выше $10 млрд — 0,05% от суммы транзакции плюс $0,21 для дебетовых карт. Фактически после введения поправки размер межбанковской комиссии снизился вдвое.

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+