Что случилось?
Один из крупнейших в мире сервисов такси Uber сообщил об убытке до вычета налогов (EBITDA) $509 млн в отчетности за II квартал 2021 года. Акции компании на постмаркете США упали на 4%, до $41.
Что это значит?
Uber во II квартале 2021 года сообщил о чистой прибыли $1,1 млрд (после убытка кварталом ранее и годом ранее) и удвоении выручки до $3,9 млрд. Но это вряд ли хорошая новость: чистую прибыль удалось получить за счет IPO китайского сервиса такси DiDi, в которой Uber принадлежит сейчас 11%, и продажи подразделения беспилотных автомобилей Advanced Technologies Group за $471 млн. В остальном же дела идут не очень хорошо: во II квартале спрос на услуги такси в США вырос, Uber зафиксировал рекордное за всю историю число бронирований на $22 млрд. Но водителей не хватило, потому что не все вернулись к работе после пандемии. В итоге компании пришлось дополнительно потратить на бонусы для них $250 млн. Как результат — отрицательный показатель EBITDA в $509 млн, что выше ожиданий аналитиков Bloomberg в минус $325 млн.
Почему бизнес в стиле Uber так нравится инвесторам
Зачем мне это знать?
Крупным планом
Нехватка водителей характерна не только для Uber — это проблема и других сервисов такси сейчас. Lyft, главный конкурент Uber в США, получил первую скорректированную доналоговую прибыль во II квартале $23,8 млн. Компания не раскрыла, сколько потратила на бонусы для водителей, но сообщила, что продолжит выплачивать их и в следующем квартале. В интервью NYT генеральный директор Uber Дара Хосровшахи сказал, что дефицит водителей исчезнет ближе к сентябрю, когда истекут сроки пособий по безработице. Тогда, по его словам, вернутся «старые добрые времена».
Но более глобальная проблема для всего рынка такси — распространение «дельта»-штамма коронавируса. Новая вспышка COVID-19 может стать угрозой для спроса на услуги Uber, хоть это пока и не сказалось на операционных показателях компании, говорит аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова. Начиная с прошлого года держаться на плаву Uber помогает сервис доставки, который компания развивает с 2014 года. Общий объем заказов Uber Eats во II квартале вырос почти в два раза год к году и составил $12,9 млрд. Выручка выросла на 97% год к году. Однако по сравнению с I кварталом рост этого бизнеса Uber оказался незначительным. «Гиперрост, вероятно, закончился», — писал в июле Мандип Сингх, аналитик Bloomberg Intelligence.
Прецедент от Uber: как два суда могут заставить IT-компании по всему миру перестраивать свой бизнес
Для инвестора
В случае ухудшения ситуации с коронавирусом компания сможет восполнить потерю выручки от сервиса такси доходами от сервиса доставки еды, считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. Но и тут проблема — рост Uber Eats компания обеспечивает за счет инвестиций. К примеру, месяц назад она купила логистическую фирму Transplace за $2,25 млрд. В итоге сервис доставки делает Uber убыточным по скорректированной EBITDA, говорит Буйлов. EBITDA отдельно сегмента такси составляет $1,17 млрд. Во II полугодии Uber надеется снизить потери общего бизнеса (скорректированную EBITDA) до менее $100 млн. До тех пор пока свободный денежный поток компании не выйдет в положительную зону, жизнеспособность модели Uber останется под вопросом, говорит аналитик Прохорова. В середине февраля в акциях Uber был установлен исторический максимум, после чего началась нисходящая тенденция, пишут аналитики «БКС Экспресс». Компания нивелирует сокращения сегмента такси с помощью доставки еды и прочего, но этого недостаточно для стабильного роста как финансовых показателей, так и котировок. «Уолл-стрит сохраняет оптимизм вокруг будущего Uber. 34 из 42 текущих рекомендаций на покупку, 4 — держать и лишь 1 — продавать. Целевые цены варьируются в диапазоне $30–80, а средний — $69,3», — говорится в комментарии.