Банк России повысил ставку сразу до 6,5%: поможет ли это остановить рост цен
Что случилось
Банк России повысил ставку сразу на процентный пункт, до 6,5%. Кроме того, ЦБ повысил свой прогноз по инфляции на 2021 год с 4,7-5,2% до 5,7–6,2%. В 2022 году он ожидает, что инфляция снизится до 4-4,5%.
Инфляционная зависимость: что не так с политикой ЦБ по повышению ставки
Что это значит
Банк России объясняет свое решение о самом резком с 2014 года повышении ставки тем, что рисков для роста инфляции все больше. Экономика во II квартале достигла допандемического уровня, а спрос превышает возможности наращивать выпуск. Еще регулятор беспокоят высокие инфляционные ожидания.
Банк России ужесточает свою политику, пытаясь вернуть инфляцию к нормальным показателям: ради этого он уже повысил ставку с начала года на 2,25 п. п. Сейчас в России инфляция в годовом выражении составляет 6,5%, что существенно превышает таргет. На уровень инфляции в России влияют и эффект низкой базы 2020 года, и сезонный рост цен на продукты, и восстановление зарубежного и внутреннего туризма (к примеру, открытие границ с Турцией). Софья Донец и Андрей Мелащенко из «Ренессанс Капитала» и аналитики Sova Capital написали еще об одном риске для усиления инфляции — это аномально жаркая погода в стране в последние несколько недель. Из-за этого есть риски подорожания продуктов питания, что довольно серьезно, так как они составляют более трети потребительской корзины.
Инфляционный шок: как его пережить
Зачем мне это знать
Крупным планом
Россия не одинока в борьбе с инфляцией. За день до российского ЦБ учетную ставку повысил Нацбанк Украины с 7,5% до 8% — из-за всплеска инфляции. Этим летом повысил ставку Центральный банк Бразилии — третий раз за этот год, также реагируя в том числе на ускорение инфляции. В США, по данным за июнь, цены выросли на максимальные c 2008 года 5,4% год к году — ничего удивительного, учитывая, что ФРС заливает в экономику по $120 млрд ежемесячно через покупку облигаций, а американский Минфин тратит свои накопления на помощь населению и бизнесу. В мире просто очень много долларовой ликвидности — или просто денег. Причем в развивающихся странах с инфляцией дела обстоят хуже, чем в развитых: регуляторы развитых стран считают всплеск инфляции временным явлением, а вот их коллеги из развивающихся стран пытаются поверить в то, что рост цен в принципе удастся остановить, пишет Bloomberg. Ситуация в России особенно сложная, так как сошлось сразу несколько факторов — растущий внутренний спрос, слабость рубля и рост цен на мировых рынках, а аналитики ловят слабые сигналы замедления роста цен: по данным с 13 до 19 июля, Росстат зафиксировал символическую дефляцию в 0,01% — спасибо сезонному снижению роста цен на овощи и фрукты. Но это пока не позволяет говорить об устойчивой тенденции, пишут аналитики Росбанка.
Возвращение в 90-е: почему рост глобальной инфляции — не повод для паники
Все ждут, когда и в каком объеме ФРС США отреагирует на инфляцию в Штатах сворачиванием программы скупки активов (пока глава ФРС Джером Пауэлл утверждает, что инфляция — временное явление, но регулятор думает над сворачиванием программы стимулирования). Дальнейших действий американского регулятора аналитики и инвесторы ожидают с опаской — они могут привести к усилению роста цен в России из-за возможного падения рубля.
Для вас лично
Если инфляция продолжит рост, ЦБ придется и дальше поднимать ставку. Если регулятор доведет ее осенью до уровня 7%, это будет вредно для экономического роста, говорится в материалах Евразийского банка развития: рост экономики в таком случае замедлится на 0,2–0,3 п. п. по сравнению с базовым прогнозом и может не превысить 2% в 2022 году. Такой уровень ставки ограничит доступность кредитов и для предприятий, и для населения. Плюс более низкие темпы экономического роста могут привести к медленному росту заработных плат, пояснил главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров. Дальнейшее повышение ставки — риск для реального сектора, учитывая, что доля кредитов с плавающей ставкой у бизнеса, по данным ЦБ, составляет 34%. Они будут сокращать инвестиции и издержки, в том числе, к примеру, отказываться от роста зарплат и выплат премий, добавил макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.