Что случилось?
Аналитики 31 банка и исследовательского центра повысили прогноз по инфляции в России на 2021 год сразу на 0,7 процентного пункта, до 5,6%, следует из макроэкономического опроса, опубликованного ЦБ. Это медианный прогноз, прогнозы находились в диапазоне от 5 до 6,3%. В мае аналитики, опрошенные ЦБ, ожидали, что инфляция в этом году составит 4,9%.
Что это значит?
Прогноз ведущих аналитиков по инфляции говорит о том, что в России, похоже, уже никто не ждет замедления роста цен. Последние данные Росстата по годовой инфляции в июне неприятно удивили и регулятора, и аналитиков. Цены в целом выросли на 6,5% против 6% в мае, на продукты — на 7,9%, на непродовольственные товары — на 7%.
Если смотреть более детально, то основной виновник роста цен — «продуктовая» инфляция. Цены на фрукты и овощи выросли на 11,2% год к году, на мясо и курицу — на 11,5%. Два других виновника — рост цен на строительные материалы на 23,9% год к году (в прошлом году — 16,4%), а также скачок цен на туристические услуги сразу на 6,9% против 1,4% в прошлом году.
Не слипнется: как инфляция съедает доходы россиян и что с этим делать
И это, вероятно, еще не пик — инфляция продолжит расти, написали в последнем обзоре «О чем говорят тренды» аналитики департамента исследования и прогнозирования ЦБ. Goldman Sachs называет ситуацию с ростом цен «инфляционным шоком» — модель банка показывает, что инфляция будет держаться на уровне около 6,5% до сентября, а к концу года снизится до 5,6%. Это выше целевого уровня ЦБ в 4%. Goldman Sachs, впрочем, указывает на временный характер шока, полагая, что в следующем году инфляция вернется к уровню 3%. А вот индикатор «адаптивных ожиданий», который рассчитывает Райффайзенбанк, — инфляция, которая, при прочих равных, будет через год, показывает, что в июне 2022 года она составит около 5%.
Зачем мне это знать?
Крупным планом
На цены в России давят как внутренние, так и внешние факторы — эффект низкой базы 2020 года, сезонный рост цен на плодоовощную продукцию из-за исчерпания прошлогодних запасов и более поздней посевной кампании. Еще одна причина скачка цен в июне — открытие границ с Турцией, что привело к резкому росту цен на услуги зарубежного туризма, внутри России также растут цены на гостиницы, санатории и железнодорожный транспорт. Внешние причины — рост цен на мировых рынках: индекс мировых цен на продукты питания вырос на 40% в мае.
В Штатах цены, по данным за июнь, тоже росли максимальными более чем за 12 лет, c 2008 года, темпами — плюс 5,4% год к году против 5% в мае. И возможно, что это тоже проблема для России. Председатель ФРС Джером Пауэлл на этой неделе в Конгрессе заявил, что рост цен — это временное явление, но регулятор обсуждает постепенное сворачивание программы покупки активов. Ужесточение монетарной политики в США — серьезный риск для рубля, если доллар укрепится до 75-80 рублей, это может добавить к годовой инфляции до 0,5 процентного пункта, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Возвращение в 90-е: почему рост глобальной инфляции — не повод для паники
Для инвестора
В мае этого года, после того как Bloomberg Commodity Spot — показатель, отслеживающий биржевые цены на базовые сырьевые товары, — подскочил на 62%, установив рекорд роста с января 1980 года, главный стратег по глобальным рынках JPMorgan Марко Коланович в отчете, переданном Bloomberg, заявил, что можно говорить об угрозе полноценного «инфляционного шока». JPM тогда посоветовал инвесторам переключаться на акции стоимости (акции зрелых компаний со стабильным денежным потоком и выплачивающие дивиденды, которые недооценены по какой-либо причине) и увеличивать вложения в сырьевые товары — прямые хеджи от инфляции.
Как перенести этот совет на российскую почву? Уровень инфляции в России может быть еще выше, так как еще не все факторы «перенесены» в рост цен, но, скорее всего, всплеск не будет продолжительным, он может продлиться максимум до конца следующего года, сказал Forbes управляющий директор «Ренессанс Капитала» Максим Орловский.
В такой ситуации можно обратить внимание на акции компаний сырьевого сектора — металлургические, газовые, нефтяные, которые благодаря росту цен на сырье, показывают лучшие квартальные результаты за последние почти 10 лет, обращает внимание он. К примеру, чистая прибыль отчитавшейся 16 июля «Северстали» только за один второй квартал составила $1,14 млрд, выше чем за весь 2020 год ($1,016 млрд). Квартальная дивидендная доходность компании на второй квартал составила более 5%, сказал Орловский.
«Но в случае с покупкой бумаг сырьевого сектора нужно быть осторожнее, так как цены на металл и другие виды сырья уже достигли рекорда. Чтобы защитить себя от инфляции, можно, к примеру, купить облигации с защитой от инфляции, так называемые линкеры», — добавил он.
Сейчас на российском рынке торгуется три таких выпуска. У восьмилетнего, с погашением в 2023 году, доходность составила 1,97%, у десятилетнего, с погашением в 2028 году, — 2,86%, у десятилетнего, с погашением в 2030-м, — 2,78%.