К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Письмо будущему себе: как не попасть в эмоциональные ловушки на фондовом рынке, чтобы не прогореть

Фото Marius Becker / Getty Images
Фото Marius Becker / Getty Images
Если сильно упростить происходящее на фондовых рынках и сузить до главных движущих факторов, то ими, очевидно, стали бы жадность и страх. Нет никакого смысла тратить свою энергию на принятие сложных решений в состоянии стресса, считает директор по развитию бизнеса Alfa Asset Management (Europe) S.A. Вадим Погосьян

Происходившее в конце января 2021 года на рынках акций можно описать всего одним словом — эйфория. Фондовые индексы целого ряда стран если и не были на своих максимальных значениях, то точно приближались к ним. Тогда я стал свидетелем двух диалогов, в которых люди мечтательно рассказывали друг другу, что случись сейчас аналогичный  мартовскому 2020 года обвал на рынках, то они покупали бы акции на все свободные деньги. А потом заняли бы еще и на эти деньги тоже накупили бы акций.

Буквально через три недели цены акций IT-компаний и курсы криптовалют упали на 10–20%. Казалось бы, это отличный шанс купить то, что люди давно мечтали иметь у себя в портфеле. Однако ничего такого ни в одном, ни во втором случае не произошло. Мои собеседники объясняли, почему сейчас совершенно неподходящий момент для покупки подешевевших активов. Можно было бы поиронизировать над решительностью этих инвесторов, но в такую поведенческую ловушку попадает каждый из нас. Да и, похоже, нет никакого смысла ждать сильных просадок и пытаться купить что-то сильно дешевле. Звучит странно? Я попробую показать, почему все обстоит именно так.

Доходное место: в каких странах менее рискованно вкладывать деньги

 

В поведенческой экономике есть термин «аффективное прогнозирование» — это способность людей прогнозировать свое эмоциональное состояние в будущем. Точнее, правильнее было бы говорить о невозможности такого прогнозирования. Те из нас, кто когда-нибудь приходил в супермаркет в голодном состоянии и покупал огромное количество ненужных продуктов, прекрасно поймут, о чем речь. Или те, кто после обильного ужина принимал решение начать соблюдать диету. Или, например, те, кто, потушив сигарету, принимает решение бросать курить. Во всех перечисленных случаях речь идет как раз об аффективном прогнозировании. Делая прогнозы о будущем, мы подсознательно считаем, что будем находиться в таком же эмоциональном состоянии, в котором находимся сейчас. То есть сытыми и довольными. Ведь согласитесь, что в состоянии голода мало кому придет мысль о том, что пора бы уже начать меньше есть. Потому что в данном случае мы находимся в некомфортном для нас состоянии, и, думая о диете, мы сознательно или подсознательно считаем, что будем находиться в этом некомфортном состоянии и дальше. От этого наши изначально рациональные и верные решения уже не выглядят настолько привлекательными, и чаще всего мы меняем решение.

Примерно все то же самое происходит и с финансовыми решениями. Если сильно упростить происходящее на фондовых рынках и сузить всего до главных движущих факторов, то ими, очевидно, стали бы жадность и страх.

 

В периоды бурного роста рынков люди азартно покупают практически все, что только можно купить, не испытывая страха. Наши портфели растут, мы амбициозны и решительны, готовы рисковать и с нетерпением ждем периода, когда рынок скорректируется и у нас появится уникальная возможность купить активы дешевле и заработать еще больше.

Гуру из соцсетей: почему инвесторам больше не нужны знания об экономической теории и рынках

Но когда та самая коррекция наступает, от нашей эйфории не остается и следа. Некоторые прежние покупки уже выглядят авантюрными, и мы жалеем, что не были аккуратными и избирательными. В новостных лентах нам одну за одной приводят причины снижения рынков, и они все выглядят для нас убедительно.

 

В итоге, как и в случае с идеей диеты в состоянии голода, наши прошлые желания купить что-то дешевле не выглядят теперь привлекательными и свое­временными. Мы принимаем решение понаблюдать за рынком еще, опасаясь, что нисходящий тренд продолжится и мы снова потеряем деньги.

И вот тут наступает время задать себе вопрос: в каком из этих двух состояний мы чаще принимаем правильные решения? В состоянии страха и осторожности или в состоянии азарта и эйфории?

В январе 2020 года исследователь фондового рынка Ник Маггиули опубликовал любопытную работу. В ней он попытался найти ответы на поставленные выше вопросы и пришел к совершенно неожиданному для меня выводу. Маггиули взял за основу динамику американского промышленного индекса Dow Jones за период с 1970 по 2019 год и проанализировал его изменение.

Первый вывод, к которому он пришел, выглядит достаточно интуитивным и логичным. Только в 5% случаев за всю историю наблюдений значения индекса Dow Jones находились в тех минимальных точках, к которым в будущем никогда больше не возвращались. Речь идет как раз о локальных минимумах рынка, к покупке на которых так стремятся все инвесторы. Этот же вывод можно трактовать и так, что, покупая какую-либо ценную бумагу, мы должны быть готовы к тому, что в 95% случаев ее цена в будущем будет снижаться и мы увидим убытки от ее покупки.

Цена страха: почему лучше всех инвестируют мертвые и неактивные инвесторы

 

На этом Маггиули не остановился и поставил еще один вопрос: а имеет ли смысл вообще испытывать весь этот стресс и гнаться за покупкой на локальных минимумах, и если да, то насколько это улучшит наш финансовый результат? Для этого он смоделировал доходности двух вымышленных инвесторов. Первый умеет безошибочно предсказывать будущее и вкладывает деньги в индекс на локальных минимумах, то есть именно в те 5% дней с самой привлекательной ценой. Второй инвестор не наделен такими предсказательными способностями и просто ежемесячно вкладывает деньги равными суммами. Полученные в результате исследования выводы, мягко говоря, оказались для меня неожиданными. Почти за 50 лет инвестиций (1970–2019) виртуальный человек с безупречными предсказательными способностями заработал в абсолютном выражении всего на 22% больше того, кто про будущее ничего не знал. В годовом исчислении эта разница составляет скромные 0,4% годовых.

То есть максимальная премия за наши переживания и по большей части тщетные попытки купить что-то по самой низкой цене в идеальном сценарии будет составлять менее полпроцента годовых дополнительной доходности.

Если данные этого исследования более или менее релевантны не только для индекса Dow Jones, но и для других активов, то, как и в случае с диетой на голодный желудок, аффективное прогнозирование играет с нами злую шутку. И с рациональной точки зрения нет практически никакого смысла тратить свою энергию на принятие сложных решений в состоянии стресса.

У ученых есть ответ на вопрос, что делать для того, чтобы реже становиться заложниками аффективного прогнозирования в его негативной стадии. Они предлагают нам, будучи еще в состоянии эмоционального равновесия, оставлять себе послания в будущее. Примерно так, как это когда-то делали пионеры в своих письмах будущим поколениям. Сомневаюсь, правда, что они тогда осознавали всю потенциальную силу этих писем. Построить коммунизм эти напутствия, безусловно, не помогли, но с принятием рациональных финансовых решений, похоже, справляются. В моем случае это послание будущему себе максимально короткое и состоит всего из одной фразы: «Покупай!»

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Миллиарды в надежных руках: как женщины руководят крупнейшими фондовыми биржами

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+