Ставка на везение: как инвестировать в SPAC в России и нужно ли это делать
По данным Statista, в 2020 году «компании-пустышки» — SPAC — привлекли на IPO в США $83 млрд, это почти вдвое больше, чем за предыдущие 10 лет вместе взятых. С начала 2021 года по 25 февраля 2021 года сумма привлеченных ими средств выросла еще на $59 млрд. SPAC выходят на биржу, а затем поглощают другую компанию. Таким образом поглощенная компания становится публичной, минуя общение с SEC.
Как российским инвесторам можно заработать на этом буме? И кто из брокеров предлагает сделать это?
«Тинькофф Инвестиции» предоставили возможность своим клиентам инвестировать в SPAC. В качестве пилота «Тинькофф» выбрал SPAC RedBall Acquisition Corp, сообщил Forbes представитель «Тинькофф». Эту SPAC летом 2020 года основал бывший бейсболист Билли Бин, которого многие знают как прототипа главного героя фильма «Человек, который изменил все» (Moneyball).
В августе 2020 года RedBall провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлекла $575 млн. Согласно проспекту к IPO, RedBall в качестве «цели» для поглощения рассматривает спортивные франшизы, в том числе и европейские футбольные клубы. У RedBall есть 80% привлеченного на IPO капитала и 16 месяцев, чтобы купить спортивный бизнес. Если этого не произойдет, то все деньги, которые RedBall привлекла, придется вернуть в полном объеме. Представитель «Тинькофф Инвестиции» сказал Forbes, что RedBall еще не нашел цель.
Власти обсуждали налоговые льготы инвесторам для увеличения числа IPO в России
Продукт доступен квалифицированным инвесторам, пользователям тарифа «Премиум», у которых агрессивный риск-профиль инвестирования. У «Тинькофф» условия инвестирования схожи с опционной стратегией колл-спред — клиент покупает продукт за менее чем 30% к базовой цене, сообщили в пресс-службе. Опционная стратегия колл-спред подразумевает покупку опциона колл с определенной ценой (страйк) и одновременную продажу опциона колл со страйком выше, чем цена купленного опциона. В этом случае инвестор получает право купить акцию по цене, указанной в первом опционе, и обязанность продать ее по цене страйк второго опциона. Иными словами, если стоимость акции превысит цену, установленную в качестве страйка второго опциона, инвестор должен продать акцию по этой цене, но он имеет право купить ее по цене первого опциона. В этом случае его прибыль составит разницу между двумя страйками за вычетом уплаченной чистой премии. В продукте «Тинькофф» цена страйк составляет $10, кэп опциона (максимум роста цены, с которого будет рассчитываться прибыль инвестора) — $30 долларов. Cтоимость одной акции RedBall на закрытии биржи 20 марта составляла $10,63.
Главное условие такой стратегии — инвестор может заработать не более 200% от стоимости акции. То есть, к примеру, если после слияния стоимость акции RedBall вырастет в четыре раза, то инвестор на такую же доходность рассчитывать не сможет. Если слияние не состоится, то RedBall вернет деньги инвесторам, вложившим средства в ходе IPO, но владелец опциона ничего не заработает. Деньги, которые он вложил в опцион, назад он тоже не получит.
Квалифицированные инвесторы «Открытие Брокер» тоже могут инвестировать в SPAC, обращающиеся на биржах США. У клиентов брокера есть доступ к SPAC Churchill Capital Corp IV, Peridot Acquisition Corp, Bridgetown Holdings Limited и Reinvent Technology Partners, сообщил Forbes представитель «Открытия». Минимальная сумма инвестиций равна стоимости одной акции на бирже, комиссия брокера за сделку составит от 0,005% от суммы сделки. «По сути, мы даем электронный доступ на биржи, где эти инструменты обращаются, а квалифицированный инвестор сам принимает решение об объекте инвестирования, никакой разницы с процессом инвестирования в обычные акции, ETF или иные фонды для клиента нет», — сказал заместитель гендиректора «Открытие Брокер» Александр Дубров.
Мафия SPAC: кто зарабатывает на компаниях-пустышках и есть ли пузырь на рынке
Есть такая опция и у «БКС Мир инвестиций», сказал Forbes руководитель департамента интернет-брокера «БКС Мир инвестиций» Игорь Пимонов. Требования схожие — нужен статус квалифицированного инвестора и подключение доступа к рынку иностранных ценных бумаг. Но инвестиции в SPAC несут в себе риски, предупреждает он. Зачастую инвестор не знает, во что будет вкладываться менеджмент, и покупает «черный ящик», а значительная часть SPAC не успевает найти бизнес для поглощения, и клиент получает вложенные средства за вычетом операционных расходов. «Обычно компании SPAC создаются на год, реже на полтора (от 12 до 18 месяцев), и чем ближе к концу «дедлайна» — тем больше шанс заключения невыгодной сделки», — сказал Пимонов.
«Наши клиенты могут инвестировать в SPAC, которые торгуются на бирже Nasdaq или ETF на SPAC. Условия стандартные, как и для торговли американскими акциями. Но в SPAC на этапе его наполнения первоначально деньгами мы не инвестируем, такой опции пока нет», — сказал Forbes заместитель генерального директора по активным операциям ИК «Велес Капитал» Евгений Шиленков.
ВТБ пока не предоставляет возможность инвестировать в SPAC, но «прорабатывает запуск отдельных индивидуальных инвестиционных решений, которые через закрытые фонды позволят инвестировать в SPAC», — сказал Forbes глава «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов. Тема SPAC, по его словам, набрала популярность в последние пару лет на фоне роста фондовых рынков. «Мы видим весьма ограниченный спрос на возможность инвестировать в SPAC среди наших клиентов, это существенно менее популярный запрос, чем IPO», — сказал он.
«Альфа Капитал» и УК «Система Капитал» сообщили Forbes, что не предоставили клиентам доступ к возможности инвестировать в SPAC. «Для нашей компании SPAC не является эффективным инвестиционным инструментом», — сказал Forbes старший аналитик по акциям УК «Система Капитал» Андрей Ушаков. Он считает, что SPAC не поддается экспертизе. «Если инвестор лично незнаком с управляющим и у него нет инсайдерской информации, то у него нет инструментов анализа, — сказал он. — Это, по сути, просто ставка на везение».