К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тонкая линия в пустыне: что не так в идее саудовского принца построить «длинный» город за $500 млрд

Фото из архива пресс-службы
Фото из архива пресс-службы
Из конца в конец линейный город, который так и называется — The Line — можно будет пересечь за 20 минут. Весь транспорт там будет подземным и скоростным. Приоритет у пешеходов абсолютный, потому что автомобили в городе просто не предусмотрены

В январе наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман представил миру проект нового города, стоимость которого должна составить $500 млрд. В рамках анонсированного в 2017 году проекта Neom планируется построить город в виде протянувшейся на 170 км линии от побережья Красного моря до высокогорных долин в регионе Табук за 1000 км от Эр-Рияда. 

Одетый в традиционный наряд наследный принц и заместитель премьер-министра (премьер — сам 85-летний король Салман, отец Мухаммеда) презентовал свое детище в стилистике Стива Джобса и TED. «После промышленной революции города предпочитали машины и фабрики интересам людей, — эмоционально говорил принц Мухаммед. — В городах, которые считаются самыми продвинутыми, люди тратят годы своей жизни, добираясь от дома до работы и обратно. К 2050 году продолжительность этих поездок удвоится». 

Что восточная монархия предлагает взамен? Линейный город, который так и называется — The Line. Весь транспорт там будет подземным и скоростным. Приоритет у пешеходов абсолютный, потому что автомобили в городе просто не предусмотрены. Все службы будут пользоваться подземными магистралями. Из конца в конец город можно будет пересечь за 20 минут, а все необходимое будет в пятиминутной пешей доступности. Кроме того, город строится «вокруг природных объектов», а не поверх них. Идея «длинного» города в том, чтобы люди легко могли добраться из пустыни на побережье или в горы. Энергию город будет получать только из возобновляемых источников. 

 

Мухаммед ибн Салман имеет неоднозначную репутацию. С одной стороны, в период его правления Саудовская Аравия разрешила женщинам давать концерты и отменила для них запрет на вождение автомобиля. В ролике, который продвигает The Line как перепридуманный город, женщин не немного меньше, чем мужчин. С другой стороны, наследного принца обвиняют в том, что он заказал убийство журналиста Джамаля Хашогги — он критиковал принца и был убит в здании консульства Саудовской Аравии. 

Поначалу участие в Neom принимал известный британский архитектор Норман Фостер, но он вышел из проекта после убийства Джамаля Хашогги
Поначалу участие в Neom принимал известный британский архитектор Норман Фостер, но он вышел из проекта после убийства Джамаля Хашогги·Фото из архива пресс-службы

Экспаты назвали лучшие и худшие города для жизни

 

Линейный город 

Вытянутые в линию города, как правило, возникали вдоль транспортных артерий, рек или на морском побережье, где экспансию запирают горы. В 1882 году испанский инженер Артуро Сориа-и-Мата опубликовал серию статей, в которых описывал концепцию «линейных городов». Его идея была в том, что основная проблема города — это транспорт. Самый дешевый и быстрый из доступных видов — железная дорога или трамвай. Значит, нужно прокладывать железную дорогу и вдоль этой линии строить дома и все остальное. 

Именем Артуро Сориа-и-Мата названа центральная улица района Мадрида Ciudad Lineal. Окруженный другими районами, он сохранил свою линейную форму до наших дней. В итоге должен был получиться район шириной 400 м по обе стороны от трамвайных путей. Однако архитекторы и градостроители более позднего времени заметили, что расположение домов «лентами» вокруг трассы создает невыносимые условия жизни для их обитателей. Рано или поздно нагрузка на центральную транспортную артерию возрастает, а возможности добраться до центра города, воспользовавшись другим шоссе или веткой метро, нет. 

«Линейные города» — прямые наследники «городов-садов». Построить город наподобие многоэтажного здания, передвигаться по которому можно было на лифте (центральная транспортная артерия, чаще всего железная дорога), казалось соблазнительной идеей. В таком городе отдельно располагались бы производства, отдельно жилой кластер, отдельно парк. Идея функционального зонирования увлекала умы архитекторов по всему миру. По линейному принципу немецкий архитектор Эрнст Май, приглашенный работать в Советскую Россию, задумал соцгород Магнитогорск. Город вытянулся вдоль реки Урал, сетка улиц была разбита именно так. Однако время внесло свои коррективы: сейчас Магнитогорск на карте напоминает не линию, а овал, вытянувшийся вдоль Челябинского тракта, ось этого овала перпендикулярна реке. 

 

Власти Саудовской Аравии, проявляя уважение к природе, планируют провести свою идеально прямую линию протяженностью 170 км от побережья до столицы провинции Табук. «Тысячи людей из племен жили здесь веками, а сейчас их выселяют, — пишет в своей колонке в The New York Times американский журналист Роберт Уорт, изучающий мир Ближнего Востока. — Один из представителей племен записал видео, которое сильно отличается от видео Мухаммеда ибн Салмана». 

Лозанна, Хобарт, Тигасаки: Monocle назвал 20 лучших малых городов мира

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+