Работающий со стрессовыми активами фонд Black Eagle Litigation Fund выкупил облигации «О1 Груп Финанс» — SPV-компании («проектная компания») O1 Group — номинальной стоимостью 22,6 млрд рублей (с учетом накопленного дохода 27,5 млрд рублей), сообщила организация. С долгами будет работать компания Kara Burkut Recovery Partners, которая связана с Black Eagle Litigation Fund. Банк «Траст» не стал комментировать появление нового кредитора в выпуске.
Этот выпуск облигаций «О1 Груп Финанс» на сумму 36,7 млрд рублей отсылает к истории санации «ФК Открытие». Незадолго до ввода временной администрации ЦБ в «ФК Открытие» структуры O1 Group Бориса Минца погасили кредиты на $500 млн, обеспеченные акциями O1 Properties, компании — владельца премиальных бизнес-центров в Москве, сделав это на деньги самого банка с продажи выпуска облигаций «O1 Груп Финанс». Договор был заключен с компанией О1 Group Limited. Борис Минц утверждал, что сделка была рыночной, якобы еще в июле 2017-го на встрече во Франции основатель банка Вадим Беляев рассказал ему о проблемах «Открытия» с ликвидностью и попросил помочь. Так родилась идея облигаций O1 Group, выкупив которые банк мог бы привлечь финансирование по сделкам РЕПО. Новое руководство «Открытия» пыталось вернуть Минцу облигации O1 Group.
В Высоком суде Лондона идет разбирательство между банком непрофильных активов «Траст», которому перешли плохие долги санируемых банков, и «ФК Открытие», с одной стороны, и бенефициаром О1 Group Борисом Минцем и его сыновьями, с другой. Банки требуют от Минцев более $700 млн. Материалы судебных заседаний показывают, что в самом «ФК Открытие» уже в момент покупки облигаций сомневались в целесообразности сделки. Истцы изучили стенограммы телефонных разговоров менеджеров «ФК Открытие», работавших в банке на момент заключения сделки. В разговорах сотрудники банка называли сделку безумной, плохой, неразумной, глупой, странной, а бумаги, которые приобретал банк, — фуфлом и мусором.
Банк «Траст» долго добивался признания сделки по продаже бондов «ФК Открытие» недействительной. Удалось это лишь в сентябре 2020 года — тогда Арбитражный суд признал сделку недействительной и обязал передать облигации О1 Group Limited. В ноябре 2020 года между О1 Group Limited и структурой Black Eagle был заключен договор уступки прав требований по облигациям на сумму 27,5 млрд рублей, и суд включил кредитора в третью очередь. В решении Арбитражного суда от 14 декабря говорилось, что представитель банка «Траст» против такого правопреемства возражал. Но, как пояснил собеседник Forbes, близкий к сделке, управляющий О1 Group Limited выставил вернувшиеся ей на баланс бумаги «О1 Груп Финанс» на торги, и так среди кредиторов появился фонд, специализирующийся на стрессовых активах. Сейчас требования банка «Траст» по этому выпуску составляют 4,2 млрд рублей, 3,3 млрд рублей — у компании Delahassie Limited и на 1,7 млрд рублей претендует ООО «Регион траст».
Black Eagle Litigation Fund специализируется на стрессовых ситуациях и судебных разбирательствах. Фонд скупает требования кредиторов, а также финансирует судебные споры сторон. Фонд зарегистрирован на Каймановых островах. Один из партнеров фонда — юрист Валерий Тутыхин. У фонда был опыт работы на Кипре — он работал с замороженными в 2013 году депозитами вкладчиков местных банков. Это была одна из попыток вытащить кипрскую экономику из кризиса — с каждого депозита, размер которого превышает €100 000, было единовременно списано 9,9%, а с депозитов меньше этой суммы — 6,75%. Тогда фонд планировал собрать заявки на возврат до $500 млн и предлагал свои услуги за 30% вознаграждения от результата. Также фонд работал с долгами украинских банков, которые переживали кризис в 2014-2015 годах и с долгом обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро».
O1 Group была основана Борисом Минцем в 2004 году, владела и управляла недвижимостью и пенсионными фондами, входящими в финансовую группу «Будущее». В начале сентября 2018 года после санаций крупных частных банков, с которыми у структур Минца было много сделок, O1 Group завершила передачу O1 Properties и пенсионных фондов кипрской инвестиционной компании Riverstretch Trading & Investments Limited. Летом 2019 года ФГ «Будущее» была выкуплена компанией Сергея Сударикова «Ленинградское адажио», сейчас группа входит в «Регион».
Сам Борис Минц с сыновьями покинул Москву и уехал в Лондон. Лондонский суд добился ареста активов Минца на $572 млн. Среди имущества Минцев, которое оказалось заблокированным, поместья Саммервиндс и Монтагю Хаус в графстве Суррей, замок Лэтенди-Тауэр в Шотландии, высотное здание в Хайфе (Израиль), а также десятки объектов недвижимости и 15 компаний в России.
«По отношению ко мне Путин совершил огромное количество преступлений»: почему бывшие банкиры бегут из России
«По отношению ко мне Путин совершил огромное количество преступлений»: почему бывшие банкиры бегут из России