Вызванное коронакризисом падение российской экономики замедлилось более чем вдвое
Судя по предварительным данным Росстата, российская экономика переносит удар от пандемии коронавируса и последовавших за ней карантинных ограничений значительно лучше многих европейских стран. В третьем квартале ВВП страны упал на 3,6% в годовом выражении — это выше консенсус-прогноза опрошенных Bloomberg экономистов, ожидавших снижения на 4%, и оценки Минэкономразвития (-3,8%). Падение ВВП во втором квартале, на который пришелся пик первой волны пандемии, Росстат ранее также оценил мягче рынка и министерства: изначально — в -8,5% относительно второго квартала 2019-го (против прогнозов в -9,6%), затем улучшил показатель до -8%. Для сравнения: ВВП стран еврозоны, по данным Евростата, в третьем квартале упал на 4,3% в годовом выражении после обвала на 14,8% во втором.
Ранее и Минэкономразвития, и ЦБ улучшили прогнозы по динамике ВВП на весь 2020 год: министерство в своем бюджетном прогнозе ждет снижения экономики на 3,9% против 5% в ранних версиях, благодаря превзошедшим ожидания итогам второго квартала и быстрому летнему восстановлению, сообщал Ъ. ЦБ по итогам последнего заседания совета директоров по ключевой ставке сообщал, что прогнозирует падение ВВП по итогам года в диапазоне 4-5%, а не 4,5-5,5%, как раньше.
На чем держится российский ВВП
Предварительная оценка Росстата учитывает несколько статистических индикаторов, в частности — рост сельского хозяйства на 2,7% в годом выражении, указывает статслужба. Остальные показатели, вошедшие в расчет динамики ВВП, в третьем квартале упали: промышленное производство — на 5%, в том числе добыча полезных ископаемых — на 11,5%, розничный товарооборот — на 2,5%, пассажирооборот — на 44,7%, общественное питание — на 20,1%, оказанные населению платные услуги — на 17,4%. Более подробных пояснений в предварительной оценке Росстат не дает, и в дальнейшем она может быть пересмотрена.
Вирус против бедных: как пандемия повлияла на социальное неравенство в России
Ситуация с внутренним потреблением товаров кардинально улучшилась, констатирует главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин: падение всего на 2,5% в годовом выражении после провала на 16% кварталом ранее должно было улучшить динамику ВВП примерно на 4 процентных пункта. В сфере общественного питания и прочих товаров и услуг улучшения тоже есть, но они скромнее, и их вклад в ВВП заметно ниже, добавляет он. Факторы поддержки динамики ВВП в третьем квартале — уверенное восстановление потребительского спроса на фоне закрытых границ и правительственных выплат населению, а также неплохие показатели строительства, отмечает директор по инвестициям «Локо Инвеста» Дмитрий Полевой. С другой стороны, неопределенность, по его словам, вносят динамика запасов и экспорта — два фактора, которые кварталом ранее существенно поддержали российскую экономику.
Ненужный ВВП. Чем заменить главный индикатор экономики
Экспорт поддержала «Дружба»
Именно экспорт, прежде всего нефтегазовый, а также накопление запасов позволили динамике ВВП превзойти ожидания во втором квартале, указывал ЦБ в октябрьском докладе о денежно-кредитной политике.
Несмотря на действие всевозможных ограничений, связанных с пандемией, российский экспорт тогда вырос на 0,3% год к году после пяти кварталов падения. Это оказалось сюрпризом для рынка: аналитики Bloomberg прогнозировали его обвал на 23,6% год к году. Экспорт «весит» достаточно много в общем индексе российского ВВП: его доля, по данным Росстата, составляет 29%, при этом около 28% в общей товарной экспортной выручке составляет экспорт сырой нефти. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), Россия во втором квартале несмотря на обвал нефтяных цен увеличила экспорт сырой нефти в годовом выражении. Он составил 62 млн тонн против 59,9 млн в апреле-июне 2019-го, когда Польша и Украина останавливали прокачку российской нефти из-за загрязнения трубопровода «Дружба». Падение поставок создало эффект низкой базы для второго квартала 2020-го: кроме ситуации с «Дружбой», предпосылок для низкой базы по нефтяному экспорту во втором квартале 2020-го не было, замечает Долгин.
Без провала поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов во втором квартале 2019 года, сырьевой экспорт во втором квартале 2020-го мог упасть на 4-5% вместо роста на 2,6%, что углубило бы падение ВВП до 9-9,1%, оценивает Полевой. «В масштабах падения это не меняет общую печальную картину, но в контексте потенциального роста экономики, дополнительные процентные пункты роста — существенная величина», — подчеркивает он.
Однако в третьем квартале объемы нефтяного экспорта, по данным ФТС, провалились: Россия поставила за рубеж 54,6 млн тонн нефти против 71,8 млн тонн годом ранее.