Показатель ВВП больше не отражает реальной ситуации в экономике, к такому выводу недавно пришли специалисты Credit Suisse. В частности, ВВП не учитывает такие важные показатели, как здоровье людей, уровень образования и состояние окружающей среды, отмечают авторы доклада.
Действительно, оценивать экономическую ситуацию по ВВП — это все равно что судить о дачном участке только по собираемому урожаю и игнорировать то, где находится земля, достаточно ли вносится удобрений, насколько серьезно владелец интересуется агрономией и даже какую тень бросают плодовые деревья на соседние территории. Не говоря уже о том, кому полученный урожай достается и какая его часть впоследствии выбрасывается.
Суть претензий
Все критические замечания в адрес ВВП можно свести к трем основным пунктам. Первый — это его неполнота: при расчете размера экономики нередко упускаются из виду важные аспекты, такие как производство внутри домохозяйств для собственного потребления.
Вторая группа претензий связана с игнорированием качественных характеристик. Например, рост производства телевизоров дает одну картину, если подходить к цифрам чисто механически, и несколько другую, если принимать во внимание одновременное улучшение потребительских характеристик этой техники.
Третья причина для критики — за рамками показателя остается все то, за счет чего в конечном счете производится ВВП: какой урон наносится окружающей среде, здоровью населения и так далее.
В этом же контексте иногда упоминается, что не учитываются возможности экономики генерировать добавленную стоимость в будущем, а они во многом зависят от качества образования, медицины, государственных институтов, от наличия необходимых природных ресурсов и других подобных вещей.
Альтернативы
В этой связи неудивительно, что постоянно идут поиски более универсального инструмента оценки, который охватывал бы все аспекты экономики. Но в качестве альтернативы, как правило, предлагаются комбинации различных макропоказателей все с тем же ВВП.
Дело в том, что это очень простой, однозначно интерпретируемый и удобный индикатор, без которого объективно трудно обойтись. Он отражает текущий размер «пирога», который затем распределяется каким-то образом между экономическими агентами. И можно долго рассуждать о том, насколько важны развитие человеческого капитала или защита окружающей среды для благополучия страны в будущем, но картина останется неполной без базовой числовой метрики, характеризующей нынешнее положение дел.
Еще одна проблема с альтернативными индикаторами состояния экономики в том, что методики их расчета содержат в себе много явных и неявных субъективных предположений, которые сами по себе вызывают вопросы. Например, как измерять уровень образования: годами учебы, долей людей с вузовским дипломом, средним баллом? А если комбинировать разные составляющие, то в какой пропорции?
Даже, казалось бы, такой очевидный показатель, как неравенство распределения доходов, не только можно измерять несколькими способами (часто используемый коэффициент Джини — лишь один из них), но и по-разному интерпретировать.
Совершенно непонятно, что в данном случае считать хорошими значениями, а что плохими. Ведь полное равенство может появиться только при целенаправленных «репрессиях» в отношении доходов выше среднего, а это лишает людей мотивации к развитию. Но и у сильного неравенства, очевидно, также есть масса минусов. Оптимальный баланс находится где-то посередине, но где именно? Поскольку ответа нет, данные об уровне неравенства, строго говоря, нельзя использовать в качестве слагаемого композитных макроиндикаторов.
Наконец, не стоит забывать и об ограниченной области применения многих расширенных показателей. Если мы рассчитаем отношение госдолга к ВВП, то получим интерпретируемое значение, которое позволяет судить о степени долговой нагрузки на экономику и сравнивать ситуацию в разных странах. Но вот как интерпретировать, скажем, отношение госдолга к индексу человеческого развития?
Выхода нет
К сожалению, пока все альтернативные макроиндикаторы остаются не более чем нишевыми инструментами. Они позволяют лучше раскрывать отдельные аспекты текущего положения дел, но еще не могут выступать полноценной заменой ВВП, в том числе при принятии решений по ключевым вопросам экономической политики.
Конечно, общепринятые подходы иногда приводят к неточным выводам. Есть примеры стран, которые отставали от других по темпам роста реального ВВП, но оказывались впереди по динамике уровня жизни.
Такое расхождение объясняется сложностями с измерением вклада отдельных факторов, учитываемых в расчетах. Тем не менее пока не удалось придумать ничего лучше, чем обычный ВВП, по соотношению объективности оценки, интерпретируемости, универсальности и сопоставимости результатов.
В любом случае не стоит забывать, что ВВП — лишь один из множества доступных макроэкономических индикаторов, а серьезный анализ состояния экономики никогда не ограничивается использованием какого-то единственного показателя.