Реальные располагаемые доходы россиян (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) во втором квартале 2020 года сократились на 8%, сообщил Росстат. Это рекордное падение как минимум с начала 2013 года: с этого года статистическое ведомство в апреле 2019 года пересчитало показатель реальных располагаемых доходов по новой методологии. По старой методологии расчета такими темпами доходы граждан не падали с 1999 года.
При этом статистическая служба уточнила данные о динамике реальных доходов в первом квартале: ранее она сообщила об их падении на 0,2% в январе-марте, из новых данных следует, что они выросли на 1,2% относительно первого квартала 2019 года. Росстат объясняет причину пересчета досрочной выплатой пенсий и пособий за апрель в конце марта, после того, как Владимир Путин объявил о начале режима «нерабочих дней» в связи с коронавирусом. Деньги попали в банки в конце марта и отразились в платежном балансе после расчета первой оценки реальных доходов за первый квартал. В итоге в целом за полугодие доходы россиян, по официальным данным, упали на 3,7%.
Минэкономразвития прогнозировало снижение реальных располагаемых доходов во втором квартале на 6%. По итогам года ведомство прогнозирует снижение реальных располагаемых доходов на 3,8%.
В конце мая 13,5% населения полностью лишились дохода, у 31,8% доходы «значительно» снизились и еще у 15,7% снизились «незначительно», показал опрос, проведенный Высшей школой экономики. Среди причин респонденты указывали потерю работы, неоплачиваемый или частично оплачиваемый отпуск, перевод на удаленную работу с частичным сохранением зарплаты.
Сильнее всего пострадали из-за пандемии доходы жителей крупных городов с населением более 500 000 человек, показал опрос «Левада-центра». Особенно обострилась проблема снижения доходов у семей, в которых есть предприниматели или люди, получающие серые зарплаты: как сообщал Центр стратегических разработок, за февраль-май материальное положение трех четвертей таких семей ухудшилось. Кроме того, об ухудшении материального положения своих семей сообщили треть госслужащих и работников предприятий с госучастием, которые, как правило, менее уязвимы, отмечалось в аналитической записке Центра развития Высшей школы экономики.
Многие эксперты ожидали, что падение будет более резким, чем в итоге оценил Росстат, замечает Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Так, по оценке Центра развития Высшей школы экономики, во втором квартале реальные доходы населения с учетом принятых правительством мер поддержки населения и бизнеса должны были сократиться на 18%. По оценке экспертов Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, суммарное сокращение доходов в апреле-мае с учетом потерь в малом бизнесе и роста безработицы могло составить порядка четверти в годовом выражении. Они основывались на данных Федерального казначейства о падении сборов налога на доходы физических лиц: за апрель-май они упали на 16,4% к тому же периоду прошлого года после роста на 12% в январе-марте.
Судя по всему, обвал был не таким острым, как прогнозировали эксперты, из-за динамики зарплат, рассуждает Поляков. Согласно данным статистической службы, они падали всего месяц (минус 2% в апреле), а в мае вновь перешли к росту (плюс 1%). А судя по данным о доходах за квартал, динамика зарплат и в июне по оценке Росстата была неплохой, говорит эксперт (данные по зарплатам за июнь пока не опубликованы). В некоторых секторах зарплаты увеличивали: например, в сфере здравоохранения — лицам, задействованным в борьбе с пандемией коронавируса, в сфере социального обеспечения — людям, которые ухаживают за пожилыми людьми, также в сфере связи и доставки, IT-секторе и еще ряде секторов, перечисляет Поляков. Существенно поддержали доходы и социальные трансферты — выплаты на детей, повышение пособий по безработице и другие виды помощи, добавляет он.
По зарплате картина выглядит обманчиво позитивной, замечает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин: если вчитаться в структуру зарплат, то в мае был всплеск в нефтедобыче и финансах, что похоже на выплату премий, и у бюджетников — в образовании и здравоохранении. Это примерно 22% рабочей силы. В остальных секторах, где занято большинство, улучшений нет, констатирует эксперт.
Провалиться во втором квартале должны были зарплаты россиян, работающих по найму у индивидуальных предпринимателей, а также у тех, кто выполняет работы по договору, отмечает Поляков. Кроме того, рухнули доходы от предпринимательской деятельности — у владельцев малых и средних предприятий в торговле, платных услугах, транспорте, приблизительно на 20%, оценивает он. Существенно просели и ненаблюдаемые доходы.
В то же время, согласно статистике ЦБ, за второй квартал россияне увеличили рублевые вклады на счетах — совокупно приблизительно на 900 млрд руб. Если бы ситуация с доходами была очень острой, люди бы, напротив, снимали бы деньги со счетов, чтобы поддерживать свое повседневное потребление, считает Поляков. Стабильный рост сбережений в банках на фоне падения доходов может указывать на рост неравенства, говорит Долгин.