К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новые ценности: во что нужно инвестировать после пандемии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Этот кризис привнесет не только поведенческие трансформации по отношению к материальным ценностям, но и очень существенные ценностные сдвиги. Большинство людей поймет, что здоровье, семейные ценности – это приоритет. Соответственно, можно предположить, что в дальнейшем основные потоки инвестиций будут направляться в человеческий капитал, область защиты здоровья и продолжения жизни.

То, что происходит в мире в этом году, эксперты не относят к обычному циклическому кризису, происходящему каждые 8-10 лет. Это более существенное трансформационное событие — сродни тем, что обычно случались в результате мировых войн или сравнимых с ними системных событий, когда самым коренным образом менялись глобальные институты, финансовые системы и человеческое мировоззрение. Таковые преобразования называют «эпохальными», а происходят они гораздо реже, примерно раз в 25-50, а то и 100 лет. Поэтому сейчас часто вспоминают Великую депрессию, Бреттон-Вудское соглашение 1944 года, создание Ямайской валютной системы в 1976 году — события, которые приводили к коренной переоценке материальных (и не только) ценностей.

Раньше, по крайней мере со времен конкистадоров, в периоды неурядиц и экономических кризисов в наибольшей цене всегда было золото. Люди хранили свое богатство в монетах, слитках, драгоценностях. Ведь золото не окисляется, растворяется только в «царской водке», в огне не горит, хотя, надо признать, в воде еще как тонет, что как раз хорошо знали те же завоеватели Америки. Золото легко было продать, обменять или расплатиться им. Так продолжалось столетиями. После Бреттон-Вудса привлекательность золота несколько поугасла. Но до сих пор в периоды кризисов его считают «тихой гаванью». Вот и сейчас спрос на него растет. Это, например, видно по притокам в инвестирующие в золото ETF (торгуемые на бирже фонды): с начала года за пять месяцев приток составил $40 млрд, что перекрывает рекорд годовых притоков 2014 года ($24 млрд). Эти фонды держат уже эквивалент в 3510 тонн золота.

Золотой стандарт и привязка валют к золоту были отменены решением стран G20 на Ямайке в 1976 году. Золото стало товаром, а курсы стали плавающими. Резервными были признаны несколько валют, но доминирующая роль оказалась у доллара США. C тех пор многое изменилось: появилось евро, выросли экономическая мощь Китая, фактически сравнявшаяся с США, и авторитет его валюты – жэньминьби, или, как ее чаще называют, юаня. Но на долю юаня в корзине МВФ приходится всего 11%, в то время как на долю доллара — 42%. А рубля там и вовсе нет, хотя доля России в мировой экономике по номиналу более 2%, а по паритету — более 3%. Налицо дисбаланс мировой валютной системы с гегемонией доллара, и явно назрела ситуация по ее пересмотру. Не за горами и появление цифровых национальных валют. Пандемия лишь на время сдвинула планы властей КНР по тестированию такого формата. То есть хранить свои активы сейчас необходимо с учетом современных мультивалютных особенностей.

 

Действительно, сейчас происходит еще одна трансформация — цифровая. Коронавирусная пандемия только форсирует и ускоряет эти процессы. Вот одно из новых слов, вошедших в наш словарь – «удаленка». На Западе чаще используется термин smart working. Наша компания осуществила перевод сотрудников из офиса заблаговременно и буквально за 3 недели. Качество работы и коммуникации с клиентами при этом ничуть не пострадали. Более того, можно сказать благодаря коронавирусу был попутно изобретен новый канал прямых продаж онлайн для состоятельных клиентов — через Zoom-общение.

Что касается возможности покупать и пользоваться инвестиционными продуктами через удаленные каналы онлайн, то она уже существует не один год. То есть индустрия управления активами оказалась полностью готова к новым условиям. Более того, продолжали появляться и новые продуктовые предложения для клиентов, в том числе в сфере альтернативных инвестиций. Тут стоит отметить, что недвижимость как класс вложений тоже пользуется спросом у тех, кого привлекает материальность этого актива в те же кризисные времена. Но, например, та же пандемия и ограничения в перемещениях между странами поставили под вопрос целесообразность покупки зарубежной недвижимости. Офисная недвижимость при переходе ряда компаний на диджитал-форматы работы тоже может потерять в цене. Квартиры после воспоминаний о днях самоизоляции будут уступать загородным домам возможностью погулять, по крайней мере, в своем саду. Но вот торговый ретейл, особенно магазины «шаговой доступности» сейчас, наоборот, получили новый импульс для развития.

 

Здесь можно немного остановиться на том, что в результате влияния пандемии изменится благосостояние и поведение людей. Безусловно, снизятся доходы (и это еще предстоит оценить). Но параллельно снизятся и расходы. Недавнее исследование BCG и «Ромир» показали, что россияне в ближайшие полгода более чем на треть снизят траты на одежду, развлечения, рестораны, путешествия, покупку авто и предметы роскоши. А вот расходы на домашний досуг, доставку товаров, интернет, удаленное обучение, наоборот, вырастут. И тут есть несколько аспектов для выводов из этих данных.

  • Во-первых, с точки зрения вложений в те же акции компаний тех или иных отраслей. Инвесторы сейчас активнее вкладываются в продуктовый ретейл, сервисы доставки, здравоохранение, фармацевтику, высокотехнологичные компании. Завершается сезон отчетности компаний-эмитентов за первый квартал. Например, за три месяца количество ежедневных активных пользователей мессенджера Snapchat выросло на 20% по сравнению с прошлым годом — до 229 млн человек. А число зрителей стримингового сервиса Netflix выросло на 15,8 млн человек до 182 млн — это в два раза выше прогноза.  То есть аудитория резко выросла за счет того, что люди сидят дома в самозоляции. А у компаний выросли выручка и прибыль, соответственно растут и котировки акций.
  • Во-вторых, многие люди, попавшие в неожиданную ситуацию, оказались без накопленного финансового резерва, так называемой «подушки безопасности». У части остались еще и кредиты, невыплаченная ипотека, а тут потеря работы, снижение доходов. Оказывается, жить в кредит, менять свое будущее на настоящее – рискованно. Мир слишком долго жил в долг по модели тех же США. Среди стран в кризис себя увереннее чувствуют те, у кого низкие долги и высокие накопленные резервы. Так и среди людей — и этот опыт заставит многих задуматься, особенно поколение миллениалов (родившиеся с 1981 по 1996 год), для многих из них этот кризис стал первым в самостоятельной жизни. Ведь формировать финансовый резерв в размере 3-6 месячных доходов не сложно. Для этого достаточно откладывать по 10-15% от зарплаты в течение 2-3 лет. Это те самые длинные деньги, может быть еще не такие длинные как пенсионные накопления, но тоже очень важные.        

Вообще, текущий кризис привнесет не только поведенческие трансформации по отношению к материальным ценностям, но и очень существенные ценностные сдвиги. Большинство людей поймет, что здоровье, семейные ценности — это приоритет. Соответственно можно предположить, что в дальнейшем основные потоки инвестиций будут направляться в человеческий капитал, область защиты здоровья и продолжения жизни. Еще большую роль будут играть факторы ESG: защита окружающей среды, социальная ответственность и передовые практики корпоративного управления. Важными составляющими работы в том числе и управляющих активами станут способность к партнерству, эмпатия, справедливость, ответ на жизненные потребности людей, будь то формирование финансового резерва, денег на образование детей или пенсионных накоплений.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+