К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Инвестировали, спасали бизнес и готовились к переделу: как вели себя состоятельные клиенты ВТБ в кризис

Фото DR
Фото DR
На самоизоляции состоятельные клиенты ВТБ использовали личные средства, чтобы помогать своим компаниям, готовились к переделу собственности и покупали подешевевшие бумаги, рассказал в интервью Forbes руководитель ВТБ Private Banking Дмитрий Брейтенбихер.

Воспользовались коррекцией

По словам Брейтенбихера, портфель инвестиционных продуктов в ВТБ Private Banking только за март увеличился более чем на 120 млрд рублей и превысил 800 млрд рублей. Для сравнения, за январь-февраль этот портфель увеличился на 6 млрд рублей. «То есть VIP-клиенты использовали возможности коррекции для входа в рынок на относительно низких уровнях. У нас резко увеличился спрос на услугу advisory (финансовое консультирование), при которой клиенты принимают решение об инвестировании, опираясь на нашу экспертизу и рекомендации. Объем привлеченных средств [с помощью услуги] advisory с начала года увеличился на 31%», — говорит Брейтенбихер.

Клиенты VTB Private Banking придерживались консервативной стратегии. Брейтенбихер объясняет это тем, что они в основном «являются генераторами капитала первого поколения, самостоятельно сформировавшими свое состояние и активно участвующими в операционной деятельности собственного бизнеса, который является основным источником их доходов». «Средства под управлением Private Banking — это уже не средства бизнеса, это личные сбережения, которые требуют сохранности и приумножения, безопасности, защиты и обеспечения преемственности», — уверен Брейтенбихер.

VTB Private Banking заметил особый интерес к двум стратегиям инвестирования: «защитной» — покупка бумаг бенефициаров этого кризиса (IT-сектор, инфраструктура, фармацевтика и медицина, продовольствие и т.д.) и рассчитанной на рост и подразумевающей приобретение бумаг в наиболее пострадавших секторах (индустрия путешествий, авиакомпании, круизы, нефтяные компании и т.д.).  «Но это касается акций, а сейчас лидерами остаются облигации, как рублевые, так и валютные. В усреднённом портфеле клиента доля облигаций сейчас более 70% (включая облигации ВТБ, пользующиеся высоким спросом). Сохраняется традиционно высокий спрос на еврооблигации. Это абсолютно адекватно с учетом снижения ставок по депозитам и консервативного профиля большинства наших клиентов. Скажем, в текущей ситуации можно сформировать портфель хорошего качества с долговыми бумагами с кредитным рейтингом ВВВ с доходностью около 3%, что при уровне ставок по депозитам меньше 1% является хорошей доходностью», — отмечает Брейтенбихер.

 

Он полагает, что период «нулевых» и «около нулевых» ставок в долларовой зоне и еврозоне продлится достаточно долго, а значит приобретение сейчас таких бумаг более чем оправданно. «В любом случае мы рекомендуем придерживаться принципов диверсификации при работе с евробондами и не допускать рисков повышенной концентрации в одной бумаге. Для этого можно использовать портфельный подход: формирование портфелей корпоративных еврооблигаций с широкой диверсификацией по секторам и странам», — советует менеджер.

Помогали бизнесу

В целом с начала года портфель средств состоятельных клиентов под управлением ВТБ увеличился на 200 млрд рублей, сейчас он составляет 2,4 трлн рублей. В этот рост внес свой вклад и переток состоятельных клиентов из небольших частных банков, который всегда усиливается в периоды нестабильности. По словам Брейтенбихера, у ВТБ более 20 000 состоятельных клиентов, считая членов их семей. За последние два года клиентская база увеличилась на 60%, а средства под управлением выросли на 70% (на 1 трлн рублей). В основном это акционеры и собственники компаний, активно участвующие в операционном управлении. Поэтому в кризис, по наблюдениям Брейтенбихера, они забирали личные средства со счетов и выдавали их своим компаниям в виде займов. На эти цели клиенты VTB Private Banking направили 30 млрд рублей.

 

«Наши клиенты сейчас активно заняты вопросами обеспечения операционной деятельности своих компаний в условиях пандемии и разрыва ряда привычных производственных цепочек. В ряде случаев они используют личные средства или кредитование под персональные активы для того, чтобы обеспечить сохранение своего бизнеса, его выживаемость», — отмечает Брейтенбихер. По его словам, только в апреле-мае ВТБ оказал кредитную помощь более чем на 350 млрд рублей предприятиям малого и среднего бизнеса.

Не паниковали

При этом, говорит Брейтенбихер, состоятельные клиенты ВТБ не демонстрировали панического поведения — спроса на бункеры и аппараты ИВЛ VTB Private Banking не зафиксировал.

«Думаю, что цифры, которые заявляли некоторые специализированные компании о многократном росте спроса на такие товары, объясняются, прежде всего, естественным желанием дополнительного маркетинга и, кроме того, эффектом начальной низкой базы спроса и попаданием в резонанс со столь же низкой базой паранойи. Клиенты Private Banking в России — это люди, сформировавшие свой капитал в 1990-2000 годах и поэтому обладающие определенным иммунитетом к разного рода кризисным явлениям. Как мне сказал словами Лермонтова один клиент, комментируя текущую ситуацию: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Поэтому клиенты в большинстве своем не слишком эмоционально реагируют на экономическую неопределенность, они стремятся действовать, находить новые возможности для реформирования своего бизнеса, для сохранения и приумножения капитала», — говорит Брейтенбихер.

 

Он отмечает, что «предпринимательская ДНК дает понимание, что жизнь — это не исключение рисков, а управление ими»: «Отчасти та тенденция, о которой я говорил ранее — направление существенной суммы средств в инвестиционные продукты — яркое тому подтверждение. Глобально состоятельных клиентов объединяет стремление максимизировать отдачу от инвестиций, которое вытесняет страх потери средств, готовность в случае необходимости к решительному выбору и ответственности за него».

Готовились к переделу

Брейтенбихер говорит, что «резкие движения на рынке приводят к перераспределению активов, изменению структуры и организации бизнес-моделей и росту количества сделок по слияниям и поглощениям!: «Думаю, что ряду наших клиентов будут интересны такого рода инвестиции — во всяком случае, запрос на такие услуги существует, потому что, как я говорил, многие наши клиенты сами активно участвуют в собственном бизнесе, понимают его специфику. Поэтому для них приобретение профильного для себя и непрофильного для банка бизнеса может быть актуальным и востребованным. Другие напротив, имея ликвидную подушку (средства на счетах, ценные бумаги и т.д.) понимают, что есть возможность диверсифицировать свой бизнес путем приобретения у банка непрофильного дополнительного иногда комплиментарного собственному бизнеса».

Кроме того, ВТБ зафиксировал рост спроса на услуги Family Office. «Развитие этого направления позволяет нам сейчас удовлетворять возросший спрос на решения вопросов защиты от корпоративных рисков в условиях меняющихся отношений с партнерами поставщиками, кредиторами и т.д. Кроме того, это дает защиту от правовых и налоговых рисков  в следствии изменения нормативной базы и налоговых изменений. Наконец, рисков изменения взаимоотношений с родственниками, об актуальности которых в рамках режима самоизоляции также сегодня говорится очень много», — отмечает Брейтенбихер.

Полная версия интервью с Дмитрием Брейтенбихером

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+