На фоне распространения коронавирусной инфекции Банк России планирует смягчить требования к банкам по работе с компаниями туристической и транспортной отрасли, а также с производителями лекарств и медицинской техники на срок чуть больше полугода. Об этом Банк России сообщил 10 марта.
Кредитные организации смогут до 30 сентября 2020 года не ухудшать оценку качества долга таких компаний, который был реструктуризирован из-за сокращения доходов заемщика. Также банки смогут приостановить формирования резервов для туристических и транспортных компаний, пострадавших от коронавируса. Для производителей лекарств и медицинской техники банки смогут ввести пониженный коэффициент риска в размере 70% по рублевым кредитам и снизить этот показатель до нуля для надбавок риска для валютных займов. Это означает, что для банка-кредитора такие кредиты будут оказывать меньшее давление на капитал, поясняет управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов.
Что касается волатильности финансового рынка в последние дни, то, если понадобится, регулятор примет дополнительные меры для повышения его устойчивости, отмечает ЦБ.
Бросается в глаза точечный, отраслевой характер поддержки банков, отмечает Станислав Волков, управляющий директор рейтингового агентства НКР. Банк России сделал послабления для компаний, чья доля в общем корпоративном портфеле не превышает 8%, даже если учитывать РЖД и «Транснефть», говорит он. Доля производителей медтехники точно не раскрыта, но она явно меньше. «Это означает, что регулятор не видит необходимости в радикальных мерах из-за коронавируса, и сейчас все его внимание будет, скорее, сосредоточено на снижении волатильности на финансовых рынках. Ведь вопрос не в самом коронавирусе, а в том, что этот фактор среди прочего влияет на цены на нефть и валютные курсы», — резюмирует Волков.
По словам директора аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антона Лопатина, кредиты туристической отрасли и транспортным компаниям распределены в банковской системе равномерно — банков, у которых эти отрасли являются основными в портфелях, нет. «Значительную часть финансирования для авиаперевозчиков предоставляют лизинговые компании — например «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ Лизинг» и прочие частные компании, которые фондируются либо банковскими кредитами, либо через выпуск облигаций. Из релиза ЦБ неясно, будут ли эти компании учтены в мерах поддержки или нет», — обращает внимание Лопатин.
Риски серьезнее
Скорее всего, предложенные ЦБ меры не помогут, так как они очень точечные, скептичен аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Придется вводить более всеобъемлющую поддержку, так как угрозы для банков сейчас серьезные», — говорит он. Из-за девальвации рубля происходит переоценка всех валютных активов не только из отрасли туризма и перевозок, в итоге достаточность капитала у всех банков снизится. У многих кредитных организаций она была и так невысокая, поэтому они могут вовсе пробить свои нормативы по капиталу, указывает Порывай.
Кроме того, может реализоваться процентный риск — ставки могут вырасти, тем временем многие банки в прошлом году опережающими темпами раздавали ипотечные и корпоративные кредиты в ожидании дальнейшего снижения ключевой ставки. Даже небольшое повышение ключевой ставки на 0,25 процентного пункта дополнит картину негативом, говорит аналитик.
Наконец, кредитный риск возникает в сфере потребительского необеспеченного кредитования. «Люди, которые и без того жили плохо и были вынуждены брать кредиты, сейчас ощутят дальнейшее снижение уровня жизни. В этих условиях может реализоваться риск кредитного пузыря в розничном сегменте, наличие или отсутствие которого так активно обсуждали в прошлом году, — продолжает аналитик. — Рост собственного капитала у банков сейчас незначителен, и я не исключаю, что некоторым крупным банкам может потребоваться либо докапитализация, либо регуляторные льготы».