Адвокаты основателя инвестиционной компании Baring Vostok Майкла Калви подали жалобу на действия правоохранительных органов в связи с задержанием бизнесмена и его коллег. Защита бизнесмена направила жалобу в Следственный комитет через платформу «За бизнес», сообщил Forbes представитель Baring Vostok.
Цифровая платформа, созданная для сбора жалоб предпринимателей на действия сотрудников силовых ведомств, работает с 19 ноября. Ее по поручению президента запустило Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с деловыми объединениями. Менее чем за десять дней работы на платформе зарегистрировались 929 пользователей, подано 290 обращений.
Обращению адвокатов Калви присвоен №278, копии обращения направлены в Ассоциацию защиты бизнеса, бизнес-омбудсмену Борису Титову и деловым объединениям «Деловая Россия», «Опора России» и Торгово-промышленной палате. Сейчас обращение проходит модерацию, уточняет представитель Baring Vostok. Forbes направил запрос в Следственный комитет, но на момент публикации ответа не получил. Представитель платформы Элина Сидоренко сказала Forbes, что не может раскрывать информацию о поступающих обращениях.
Адвокаты считают незаконным возбуждение уголовного дела и неправомерными действия силовиков в отношении основателя и управляющего партнера фонда Baring Vostok Capital Partners, гражданина США Майкла Калви, говорится в обращении, с которым ознакомился Forbes. Защита бизнесмена просит проверить действия следователя СК РФ Людмилы Самойленко. По мнению адвокатов Калви, следователь нарушила требования закона и рекомендации Верховного суда, которые запрещают заключать под стражу обвиняемых по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности. Из-за ее действий, как следует из обращения, Майкл Калви неправомерно содержался в СИЗО с 16 февраля по 11 апреля 2019 года. Затем его перевели под домашний арест.
Кроме того, по мнению адвокатов, уголовное дело возбудило ненадлежащее должностное лицо. Дела о мошенничестве относятся к сфере ведения МВД, их может расследовать СК только в том случае, если именно это ведомство выявило преступление. Но в случае с Калви рапорт о преступлении составило управление «К» Службы экономической безопасности ФСБ России, а ведет дело Следственный комитет, чего быть не должно. Еще одним нарушением, по мнению адвокатов, является то, что уголовное дело не было прекращено из-за отсутствия в действиях Калви признаков мошенничества, в котором его обвиняют.
Калви и его партнеров обвиняют в том, что они похитили у банка «Восточный» 2,5 млрд рублей, выданных в качестве кредитов «Первому коллекторскому бюро», передав в собственность в виде отступного по кредиту 59,9% акций компании International Financial Technology Group S.C.A., реальная рыночная стоимость которых, по мнению следствия, не превышает 600 000 рублей. Однако в этих действиях нет признаков мошенничества, считает защита. Так, Калви не получил имущественной выгоды и возможности распоряжаться похищенными денежными средствами. Кроме того, «невозврат кредита банку является невозвращением должного и не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ», объясняют адвокаты бизнесмена.
В Baring Vostok надеются на независимое и объективное рассмотрение жалобы, сказал Forbes представитель компании. «Надежду вселяет и тот факт, что платформа поддержана крупнейшими бизнес-ассоциациями, которые неоднократно публично высказывались о том, что данное уголовное дело используется как инструмент давления в корпоративном конфликте, и осуждали его инициаторов. Поэтому мы надеемся, что необъяснимое присутствие на презентации платформы людей, имеющих прямое отношение к проблеме незаконного преследования бизнеса и делу Baring Vostok в частности не отразится на объективности рассмотрения нашей жалобы», — заявил представитель фонда.
На презентации платформы, которая прошла 19 ноября в РСПП, присутствовал акционер банка «Восточный», директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян — участник корпоративного конфликта с фондом Baring Vostok. По заявлению в ФСБ его партнера Шерзода Юсупова было возбуждено уголовное дело в отношении шести человек, среди которых Калви и трое сотрудников фонда — Иван Зюзин, Ваган Абгарян и Филипп Дельпаль.