Банк «Русский стандарт», подконтрольный Рустаму Тарико, впервые начал зарабатывать на вложениях в компании, связанные с акционером, следует из отчетности банка за прошлый год. Доход от владения акциями компаний Тарико в 2018 году составил немного — всего 182 млн рублей. Но годом ранее эти пакеты акций принесли потери в 134 млн рублей, а в 2016 году — 1,9 млрд рублей.
Также банк нарастил свою прибыль по итогам 2018 года с 2,5 млрд рублей до 8,5 млрд рублей. Еще в 2016 году у банка был убыток в 2,7 млрд рублей. Однако хорошие финансовые показатели банка в 2018 году не помогут инвесторам в евробонды компании Russian Standard Ltd. Рустама Тарико на $545 млн (дефолт по ним случился почти два года назад). «Русский стандарт» уже напомнил, что не имеет отношения к этой структуре. «Банк не имеет никаких внешних обязательств перед инвесторами», — передал через пресс-службу глава банка Александр Самохвалов.
Водка, вино и кредитное бюро
На балансе банка находятся акции трех компаний, связанных с Тарико. В 2015 году банк получил долю в Roust Corporation, крупнейшем производителе водки. Сейчас доля банка в компании составляет 24,3%. Также банк владеет 46,3% производителя итальянского вина и вермута Gancia и 50% кредитного бюро «Русский стандарт». Общий объем вложений в компании, связанные с Тарико, по итогам года составил 19,3 млрд рублей, хотя два года назад они составляли 14,7 млрд рублей.
Совокупные доходы банка от этих компаний, если учитывать кредиты и операции с валютой, в 2018 году составили 2,5 млрд рублей. Годом ранее совокупный доход банка от участия в бизнесе акционера был меньше — всего 1,5 млрд рублей, а в 2016 году — минус 1,7 млрд рублей. «Такой результат стал возможен благодаря планомерной работе по выводу компаний на прибыль, которую ведет алкогольная группа», — прокомментировала пресс-служба банка.
«Средняя ставка по кредитам ассоциированным предприятиям сейчас довольно высока — 14%. Это говорит о том, что банк воспринимает риск кредитования этих компаний как повышенный», — объясняет директор по методологии рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Причем пока говорить о том, что владение этими акциями выгодно банку, не приходится, ведь 182 млн рублей, которые получил «Русский стандарт», — это всего 1% от вложений банка в эти компании, добавляет Волков.
Из огня в полымя
Прибыль банка по итогам года увеличилась в основном за счет снижения резервов, говорит Станислав Волков. Резервы под кредитные убытки сократились с 10 млрд рублей до 0,6 млрд рублей.
Однако изменения в структуре кредитного портфеля, по словам Волкова, не вызывают высокого оптимизма. Банк сократил работу с кредитными картами, из-за чего кредитный портфель сжался с 45 млрд рублей до 37 млрд рублей, но в противовес увеличил кредитование наличными — с 5 млрд рублей до 25 млрд рублей. В банке считают, что второй сегмент менее рисковый, однако Волков из НКР убежден, что разницы нет.
В банке также снизились реструктурированные кредиты — с 13 млрд рублей до 11 млрд рублей, но одновременно с 28 до 30 млрд выросли кредиты юридическим лицам, где велика доля кредитов связанным сторонам, что также не позволяет оценить их как низкорисковые, заключил Волков.
В целом доля всех типов кредитов со значительным кредитным риском и необслуживаемых в 2018 году даже немного выросла — с 20% до 21%, подсчитал Волков. Несмотря на это, уровень резервирования портфеля снизился с 16% до 14% от кредитного портфеля.
Как сказал глава банка Александр Самохвалов, последние несколько лет «Русский cтандарт» активно внедряет стратегию «низкий риск — низкие ставки», что обеспечивает последовательное улучшение качества кредитного портфеля и рост чистого процентного дохода за вычетом резервов, составляющего основу доходов банка.
Выгода не для всех
Тем временем уже почти два года держатели бондов компании Russian Standard Ltd. Рустама Тарико не могут получить ни купонов, ни 49% акций банка, которые были в залоге по бондам. Исторически эти бумаги были эмитированы банком, но в 2015 году банк провел реструктуризацию бумаг, перенеся все обязательства на компанию, зарегистрированную на Бермудских островах. Компания принадлежит Рустаму Тарико напрямую и не имеет формально никакого отношения к банку.
В залоге по этим бондам находится 49% банка «Русский стандарт». В ноябре 2018 года почти 10% держателей евробондов собирались подать иск с требованием изъять залог, писали со ссылкой на инвесторов «Ведомости». В феврале 2018 года Russian Standard предложила инвесторам 25% от номинала бумаг деньгами или 20% от номинала плюс право на выплаты, привязанные к финансовым результатам банка «Русский стандарт». Но другая группа кредиторов, владевших в общей сложности 25% выпуска бумаг, под эгидой юридической компании Latham & Watkins отказалась от предложения.
Сам Рустам Тарико тоже не получит ничего от прибыли банка. «В соответствии с решением акционеров вся заработанная банком прибыль останется в капитале банка и тем самым будет способствовать развитию бизнеса и, в частности, розничного кредитования», — заключил Самохвалов.