«Даже МВФ отмечал, что большая доля госсектора в России не является большим злом в силу того, что госбанки работают в тех же условиях, что и другие», — заявил Костин на съезде Ассоциации банков России, комментируя проект запрета для государственных банков покупать частные.
«Я бы назвал этот закон законом о ВТБ, потому что единственный коммерческий банк, который приобретает коммерческие банки — это ВТБ. Я считаю, что равная конкуренция должна действовать в две стороны — госбанки тоже не надо ограничивать в правах», — подчеркнул Костин. Он указал на то, что «главный консолидатор банковского сектора – не ВТБ, а ЦБ». По мнению Костина, срок владения ЦБ акциями коммерческого банка должен быть ограничен, «допустим, 5-7 годами».
Зампред ЦБ Василий Поздышев в связи с инициативой Костина заявил, что ЦБ в таком случае пришлось бы отдавать прошедшие финансовое оздоровление банки за бесценок. В то же время, он подчеркнул, что Банк России не стремится искусственно удерживать банки у себя.
В мае Минэкономразвития совместно с Минфином, ФАС и ЦБ разработали поправки к закону «О защите конкуренции», которые предполагают запрет для государственных банков покупать доли в частных. Исключением может стать ЦБ, который может стать акционером банка в результате санации. Кроме того, государственная структура может приобрести долю в частной в случае принятия для этого специального закона или по распоряжению президента и правительства.
ВТБ в прошлом году активно вел себя на рынке банковских M&A. Банк присоединял крупных региональных игроков – «Возрождение» (имеет сильные позиции в Подмосковье), Саровбизнесбанк (сильный игрок в Нижегородской области) и Запсибкомбанк (крупнейший банк Тюменской области).
По оценке Fitch, доля госбанков в российском банковском секторе составляет 67%.