В начале года ФНС подвела итоги налогового мониторинга в России за 2017 год. Компании, которые присоединились к системе, на 30% сократили трудозатраты на сопровождение налоговых проверок, говорит служба. По мере роста их числа, эффект сокращения административных издержек для всех экономических секторов может быть ощутимым.
Малому и среднему бизнесу уже сейчас пора присматриваться к опыту крупнейших налогоплательщиков: не исключено, что в ближайшие годы дистанционный режим проверок будет введен и для них. Как минимум в ФНС об этом уже начинают говорить. Зимой на Инвестиционном форуме в Сочи руководитель ФНС Михаил Мишустин попросил правительство подключить к налоговому мониторингу все государственные компании, а не только крупнейшие.
Как это работает
По оценкам PwC, сегодня налоговый мониторинг используют уже около 20 стран, но российский опыт внедрения режима особенно интересен потому, что в программе участвуют крупнейшие налогоплательщики страны — лидеры нефтегазовой, транспортной и телекоммуникационной отраслей, финансового сектора и электроэнергетики.
В России налоговый онлайн-мониторинг ввели в 2016 году, но не все налогоплательщики могут присоединиться к этой системе – пока только самые крупные. По оценкам ФНС, с середины 2016 по 2018 год сумма налогов, полученных после работы c проверяющими по новому режиму, превысила 23 млрд рублей.
Новая система налогового мониторинга работает на специальной платформе и представляет собой комплексную систему, которую компании настраивают совместно с ФНС. Соответственно, к ней подключены две стороны – налогоплательщики и проверяющие. Первые предоставляют в систему необходимые налоговые показатели и регистры, электронные карточки проводок, сканы и копии. Вторые в любое время анализируют доступные документы (счета, договора, акты и т.д.).
Сегодня компании могут перейти на налоговый мониторинг если сумма начисленных налогов за предыдущий год — не менее 300 млн рублей, сумма доходов организации за предыдущий год – не менее 3 млрд рублей, совокупная стоимость активов организации – не менее 3 млрд рублей.
По данным ФНС, к концу 2018 года на налоговый мониторинг перешли 44 крупнейших российских компании, которые дают бюджету 12,25% налогов. Среди них ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Роснефть», НОВАТЭК, ВТБ, РЖД и «Аэрофлот». Проект «Аэрофлота» в 2019 году получил премию профессионального сообщества ИТ-директоров России Global CIO в номинации «Информационные технологии для финансовой службы».
Авиакомпания перешла на дистанционный режим в 2018 году, когда создала единую «Витрину данных», которая позволяет представителям ФНС в режиме онлайн получать детальные расшифровки налоговой и бухгалтерской отчетности. Информация о деятельности компании и ее контрагентов для проверяющих прозрачна и доступна в любое время. Работники ФНС России могут просматривать скан-образы первичных учетных документов из электронного архива через личный кабинет. За шесть месяцев 2018 года благодаря налоговому мониторингу у «Аэрофлота» на 7% сократились затраты на налоговое администрирование, на 40% уменьшилось число запросов от налоговых органов, в пять раз уменьшилось количество предоставляемых документов.
В 2019 году к налоговому мониторингу присоединился «Газпром-экспорт», который также решил выбрать комплексное решение в качестве платформы для работы в режиме реального времени с ФНС.
Кому выгодно
Налоговый мониторинг – это выгодно и для ФНС, и для компаний, так как позволяет сократить издержки, связанные с налоговым контролем.
Для налогоплательщика существенное преимущество – это уменьшение периода, открытого для налоговой проверки, с 5 лет и 1 месяца до 1 года и 9 месяцев. Взаимодействовать с ФНС компания может несколькими способами. Наиболее эффективный вариант – это использовать возможности системы для дополнительного контроля. Система позволяет удостовериться, что показатели, отражаемые в налоговой отчетности, рассчитаны верно.
Бизнесу не надо бояться повышенного внимания со стороны ФНС — это полезно и даже выгодно компании. Например, можно развивать процессы налогового планирования и прогнозирования – консультироваться с ведомством, чтобы понять, как с точки зрения ФНС будут выглядеть будущие сделки. В конце декабря Михаил Мишустин ФНС признавал (в интервью РБК), что «крупные налогоплательщики и компании на бирже заинтересованы в том, чтобы открыться <…> Пока все аккуратно себя ведут».
Автоматизация самоконтроля
Из опыта наших заказчиков можно сказать, что построение службы внутреннего контроля (СВК) выглядит первоочередной задачей. Ее будет оценивать ФНС на уровень налоговых рисков и даже тестировать качество предоставляемых первичных документов. Уровень «зрелости» СВК влияет на количество ошибок, а они, в свою очередь, на качество отчетности. И в данном случае налоговый мониторинг можно рассматривать как некий рентген качества.
Таким образом, бизнес при налоговом мониторинге больше концентрируются на рисках и контрольных процедурах внутри себя, и здесь как раз начинается настоящая автоматизация процессов. Сама система для налогового мониторинга постоянно технологически развивается: встраиваются решения по роботизации для помощи в корректировке налоговых ошибок, не за горами и создание чат-бота для общения с сотрудниками ФНС.
Мы видим, что за налоговым мониторингом будущее. Первыми этот путь проходят крупнейшие компании — за три года их число выросло в шесть раз. Затем последуют предприятия среднего и малого бизнеса. Они более мобильны в силу своего размера, многие быстро внедряют технологические новшества. Но все-таки мы советуем менее крупным компаниям уже сейчас начинать изучать опыт работы с новой налоговой платформой. ФНС давно заявила о росте прозрачности в сфере налогов, поэтому надо быть готовым, что в скором времени онлайн-общение с проверяющими станет реальностью для большинства компаний и предпринимателей страны.