Первый провал ЦБ. Почему регулятор не смог продать банк, который вылечил сам
Банк России не смог продать на аукционе попавший в Фонд консолидации банковского сектора на оздоровление почти год назад Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ), говорится в сообщении регулятора. Банк России влил в капитал одного из крупнейших банков Сибири и Дальнего Востока 9 млрд рублей и восстановил доверие клиентов, говорил в конце декабря зампред ЦБ Василий Поздышев. Однако подавшие заявки на покупку АТБ Совкомбанк и Московский кредитный банк сегодня не приняли участия в торгах.
Совкомбанк провёл подробную финансовую и налоговую проверки АТБ, рассказал глава банка Дмитрий Гусев. «Несмотря на то, что ФКБС зачистил баланс банка и усилил риск-менеджмент, нижняя цена аукциона была слишком высокой для нас. Решение не участвовать в торгах было принято накануне аукциона, уже после того, как мы получили разрешения ФАС и ЦБ на приобретение АТБ и прошли регистрацию на аукционе», — объяснил Гусев. МКБ не стал участвовать в аукционе в связи с «пересмотром стратегии развития в регионе» (банк еще в прошлом году начал обсуждать возможность открытия собственной сети в Западной Сибири и на Дальнем Востоке).
Банк России планировал, что торги пройдут в форме голландского аукциона — стартовая цена составит 9,85 млрд рублей, после чего она будет снижаться до тех пор, пока один из участников аукциона не согласится на покупку (но не менее, чем до 6 млрд рублей). Таким образом ЦБ рассчитывал продать банк не менее, чем за 0,6 капитала. Последние сделки на банковском рынке были осенью 2018 года, когда ВТБ купил «Возрождение» за 0,4 капитала, Запсибкомбанк — за 0,6 капитала, а Саровбизнесбанк — за 1,3 капитала.
Вторая попытка продать банк может состояться в 2020 году, тогда уже будут опубликованы финансовые результаты за 2019 год, что должно привлечь потенциальных инвесторов. Пока же Банк России намерен сформировать в банке постоянный менеджмент, который будет заниматься стратегией бизнеса АТБ.
Это была первая попытка продажи банка после оздоровления по новому механизму санации через Фонд консолидации банковского сектора. Этот механизм впервые был применен в августе 2017 года к банку «ФК Открытие». Он предполагает, что Банк России становится владельцем банка и сразу вливает в его капитал средства для поддержания нормативов на рабочем уровне. При этом деятельность банка не приостанавливается, как это было в оздоровлениях с участием Агентства по страхованию вкладов. Далее по плану для банка ищется инвестор на рыночных условиях. По мнению ЦБ, такой механизм эффективней и дешевле, чем старый.
Следом за «ФК Открытие» на санацию по новому механизму отправились Бинбанк, Промсвязьбанк с Автовазбанком, «Траст» и Рост Банк. «ФК Открытие» объединен с Бинбанком и планируется, что продажа 15-20% его акций состоится в 2021 году по цене не ниже 1 капитала. Промсвязьбанк стал опорным банком для оборонно-промышленного комплекса, а на базе объединенных «Траста» и Рост Банка был создан банк непрофильных активов объемом более чем 2 трлн рублей. Всего на санацию этой группы банков было потрачено порядка 1,8 трлн рублей. Позднее в ФКБС попал Московский индустриальный банк.
У покупателей было время на проведение своей оценки бизнеса АТБ, в результате они, видимо, посчитали объявленную цену завышенной, говорит директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Александр Данилов.
Кот в мешке
Как говорил в конце декабря зампред ЦБ Василий Поздышев, отток средств клиентов из АТБ прекратился. Но покупая банк, собственник покупает и ряд рисков. Во-первых, с баланса АТБ не были сняты основные проблемные активы, связанные с бывшими собственниками, их не перевели в банк непрофильных активов — с этими обязательствами будет разбираться уже новый владелец. С баланса были сняты лишь кредиты, выданные ООО «ФТК» (компании, связанной с финансированием бывшего акционера банка, Андрея Вдовина) на 1,2 млрд рублей.
Второй риск — это субординированный долг банка перед Международной финансовой корпорацией (IFC) на $26 млн, который был списан в ходе санации. «Даже если банк проиграет суд, ему не потребуется дополнительный капитал в силу того, что банк сейчас генерирует прибыль порядка 300 млн рублей в месяц», — пояснял Поздышев.
Потенциальных покупателей могли смутить риски судебных разбирательств долгу IFC, а также отсутствие прямой гарантии по нему со стороны ЦБ, полагает Александр Данилов из Fitch.
В текущих условиях продать банк без существенного дисконта непросто, считает аналитик S&P Роман Рыбалкин. «Может быть, если бы аукцион проводился в менее сжатые сроки, то ситуация сложилась бы иначе (упоминалось, что не все интересанты успели подать заявки), но глобально вопрос продажи банков, находящихся на балансе ФКБС, это не отменяет», — заключает Рыбалкин.
История вопроса
Азиатско-Тихоокеанский банк экс-совладельца «Азбуки вкуса» Андрея Вдовина, занимающий сейчас 70-ю строчку по активам (82 млрд рублей), был отправлен на санацию почти год назад — 26 апреля 2018 года. Банк продал населению на 4,3 млрд рублей векселей несостоятельной компании ООО «ФТК», которая была связана с собственником. Параллельно компания выступала заемщиком банка, который сформировал под нее 100% резервы на случай потерь. Бумаги предлагались под 12% годовых. Эта пирамида, как ее называл регулятор, стала основным поводом для радикальных решений ЦБ.
Впервые же проблемы у банка начались в конце 2016 года, тогда регулятор отозвал лицензию у «дочки» АТБ банка М2М, который занималась работой с клиентами сегмента private. У АТБ был межбанковский кредит на дочерний банк на 6,5 млрд рублей, регулятор дал время банку на создание резервов под этот кредит и предписал Андрею Вдовину снизить долю в банке до уровня менее 10%.
Вдовин выполнил требования регулятора, но формально — компания, через которую он вместе с Алексеем Масловским и Питером Хамбро контролировал 67,58% банка, сократила участия до 8,24%, но эта сделка вызывала вопросы у ЦБ.
Акционеры не раз пробовали продать банк, к активу присматривался в том числе бывший министр экономики Андрей Нечаев. «Мы рассматривали Азиатско-Тихоокеанский банк. Довольно крупный банк. Провели исследование банка. Я с большим интересом для себя выяснил, что его номинальный капитал, который проходит по отчетности и реальный соотносятся примерно как 7 к 1. То есть реальный капитал в 7 раз меньше номинального», — рассказывал он в сентябре 2017 года.
В итоге банк ушел на санацию через Фонд консолидации банковского сектора. ЦБ несколько раз откладывал продажу актива. В заявки на покупку подали только два банка: Совкомбанк братьев Хотимских и Московский кредитный банк Романа Авдеева.
Последние сделки слияний и поглощений на банковском рынке связаны с активностью госбанка ВТБ. Вопрос о том, стоит ли ограничивать государственные банки на этом направлении, неоднократно поднимался рынком и представителями ФАС. «Вопрос ограничения государственных банков в приобретении частных банков должен решаться в рамках антимонопольного регулирования, именно поэтому в нашу процедуру заложено согласование ФАС», — комментировал это зампред ЦБ Василий Поздышев.