Британская угроза: инициативы Лондона могут привести к исходу богатых россиян из Европы
В декабре британские СМИ сообщили, что премьер-министр страны Тереза Мэй одобрила список из шести российских олигархов, которым будет ограничен въезд в Соединенное королевство. Возможны и другие «санкционные» меры по отношению к ним.
Казалось бы, в России уже привыкли к подобным провокациям, особенно со стороны США. Однако этот предполагаемый демарш в отношении миллиардеров имеет некоторые особенности, которые в дальнейшем могут сказаться на положении большинства состоятельных россиян за рубежом.
В список «шести», подготовленный, по версии СМИ, британской разведкой, вошли Роман Абрамович, Игорь Сечин, Алишер Усманов, Олег Дерипаска, а также Аркадий и Борис Ротенберги. Первый звонок прозвучал еще весной этого года, когда Абрамовичу было отказано продлить инвестиционную визу, которая позволяла ему жить и работать в Лондоне.
Тогда большинство экспертов сошлись на том, что британские власти таким образом выразили неприятие конкретного человека. Ничто не предвещало, что вскоре появятся и другие нежелательные персоны из числа российских олигархов.
Примечательно, что официальный Лондон решил воспользоваться санкционным механизмом, а не прибегнуть к так называемому закону о криминальных финансах, который вступил в силу в Великобритании в этом году.
Согласно этому документу, у властей есть возможность запросить у любого человека информацию об источниках его богатства и в случае неудовлетворительного ответа просто конфисковать тот или иной актив. Это довольно мощный и, самое главное, правовой инструмент давления на неугодных иностранцев, который может заставить их покинуть страну.
Однако в случае с Абрамовичем и другими российскими миллиардерами такой вариант, вероятно, не посчитали достаточно эффективным, поскольку большие деньги позволяют выставить против государства армию лучших юристов или по крайней мере сделать подобное разбирательство практически вечным, без гарантии нужного результата.
Вот почему был избран путь, не свойственный Великобритании: наложить ограничительные меры на граждан другой страны в связи с их «близостью» к президенту и «финансовой поддержкой» местной власти. При этом поводом послужил инцидент в Солсбери, который сейчас и определяет весь спектр двухсторонних отношений между Россией и Великобританией.
Рассмотрение дела «шести» будет неполным, если мы не вспомним, что за несколько дней до этого было принято решение временно приостановить выдачу «золотых» виз, которые позволяли деловым людям инвестировать определенную сумму в экономику Великобритании и за это получать возможность жить и работать там 3 года с последующей возможностью продления.
Этим каналом пользовалось большинство состоятельных россиян, желающих поселиться поближе к Биг-Бену. Теперь процедура его прохождения будет значительно усложнена. Предполагается, что претендент на инвестиционную визу сперва должен будет получить заключение от специальной английской аудиторской компании по источникам своего дохода. Более детальные правила будут опубликованы только в следующем году.
Можно предположить, что британские новации не останутся незамеченными и в других европейских странах — особенно в тех, где сейчас активно «торгуют» гражданством и разного рода видами на жительство. Речь идет, в первую очередь, о Кипре и Мальте.
Евросоюз уже давно с тревогой смотрит на этот бизнес, так что вероятность серьезного ужесточения требований и на этом «рынке» довольно высока. Скорее всего, не останутся в стороне и власти Испании, Португалии, Греции и других стран, где возможность постоянного проживания, как правило, связана с покупкой дорогой недвижимости.
Все это, безусловно, добавит проблем состоятельным гражданам, но все же не станет той главной угрозой, которая может привести к массовому исходу богатых россиян из Европы. Дьявол, как всегда, в деталях. Представляя «черный список» российских миллиардеров, британцы заявили о своей готовности направить его в руководящие органы ЕС с официальной просьбой ограничить пребывание этих господ и на территории других европейских стран-членов сообщества.
В этой связи вырисовывается весьма мрачная картина. Если сейчас россиянин не прижился, скажем, в Англии, то он может с семьей переехать в ту же Италию или Францию. Теперь получается, что если его «пометили» в Лондоне, то дорога в Рим или Париж также окажется закрыта.
Дальше — хуже. Проблемы шестерых миллиардерам из «черного списка» мало кого волнуют — в конце концов, мир большой и за бортом со своими деньгами они не останутся. Но ведь под такой же каток могут попасть и многие другие люди — менее богатые, единственным недостатком которых может стать тот факт, что они россияне.
Если предложенный англичанами механизм вытеснения из Европы неугодных россиян найдет поддержку в ЕС, то это со временем может привести к тому, что, получив «черную метку»» в любой европейской стране, человек станет персоной нон грата во всей Европе, а может, и в США c Канадой.
Беда не приходит одна: вместе с ограничением на пребывание в европейских странах неминуемы трудности и с активами, размещенными за рубежом, — банковскими счетами, недвижимостью, бизнесом. Все это превращается в одну большую проблему.
Возможно, реального повода для паники пока нет. Неизвестно еще, как Евросоюз отнесется к предложению Великобритании. Но то, что такая угроза существует, нужно знать и быть начеку.
Для большинства состоятельных россиян основная проблема заключается не в том, что они «друзья» Путина. Просто теперь они всегда должны быть в состоянии показать, что все их деньги имеют понятную, чистую историю и никакой западный аудит им не страшен. Если вы видите свою жизнь в Европе, то без этого, к сожалению, не обойтись ни вам, ни вашим детям.