К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хлеб, а не пирожные. На чем чаще всего экономят россияне

Фото Andrea Comas  / Reuters
Фото Andrea Comas / Reuters
Россияне стали меньше экономить на продуктах первой необходимости, но при этом ограничивают себя в развлечениях и покупках одежды. Эксперты считают, что об улучшении ситуации с доходами говорить пока рано — российские семьи просто начали жить в кредит

Доля россиян, которые в борьбе с инфляцией вынуждены экономить на всем, кроме товаров первой необходимости, в этом году уменьшилась на 7 процентных пунктов (по сравнению с кризисным 2014 годом) и составила 25%, приводит данные опроса исследовательская компания «Ромир». В выборку вошли 1500 респондентов старше 18 лет из разных регионов страны.

При этом россияне стали намного больше экономить на одежде и развлечениях, выяснили исследователи. Доля граждан, сокративших расходы в этих категориях, увеличилась за четыре года с 17% до 25%.

Количество россиян, которые ограничивают себя в дорогостоящих покупках, не изменилось за четыре года — доля таких респондентов по-прежнему составляет 19%. Еще 15% опрошенных признались, что отказываются от некоторых продуктов питания, чтобы сбалансировать семейных бюджет.

 

На еде чаще всего экономят люди старшего возраста, а на одежде и развлечениях — молодые люди. Меньше всего тратят граждане с низкими доходами — среди них 36% заявили о том, что им приходится следить за своими расходами.

Среди граждан со средними доходами об экономии рассказали 19%. Из числа россиян с высокими доходами только 13% перераспределяют семейный бюджет в пользу продуктов или самых необходимых покупок, узнали социологи.

 

Стали богаче?

Люди могут меньше экономить на предметах первой необходимости и продуктах благодаря тому, что за последние два года динамика инфляции стабилизировалась, считает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.

Он отмечает, что в этот период темпы роста инфляции замедлились и уровень цен на товары первой необходимости и основные продукты питания не сильно изменился. По данным Росстата, инфляция в 2017 году составила 2,5%, это минимум за последние годы. Для сравнения: в 2014 году был зафиксирован рост цен на 11,4%.

По мнению директора клиентского департамента холдинга «Ромир» Ольги Гореловой, одной из главных причин того, что россияне стали меньше экономить на еде, стало увеличение числа промоакций в ретейле. «От 18% до 57% покупок (в зависимости от сегмента) делаются именно по специальной цене. Покупатель стал рациональнее, те или иные стратегии экономии выбирают даже представители группы с высокими доходами», — поясняет она.

 

Кроме того, по словам Гореловой, в текущем году финансовое положение россиян несколько улучшилось по сравнению с предыдущими годами, что также позволило гражданам меньше экономить. «Мы фиксируем увеличение роста объема свободных денег в российских семьях», — упомянула эксперт.

Хуже, чем кажется

Опрошенные Forbes экономисты отмечают, что уровень доходов россиян по-прежнему находится в зоне слабого роста, поэтому рано делать выводы об улучшении финансового положения населения.

В августе и сентябре Росстат зафиксировал падение реальных располагаемых доходов россиян. По данным ведомства, после плавного роста с начала года, в августе доходы граждан упали 0,9% в годовом выражении, а в сентябре — на 1,5%. По предположению исследователей РАНХиГС, доходы значительной части населения могут сейчас сокращаться, несмотря на позитивную статистику по росту зарплат.

Если в предыдущие кризисы — 2008 и 2014 годов — россияне реагировали на дестабилизацию экономики хаотично, «распаковывая» свои сбережения, то сейчас доставать из закромов уже нечего и приходится брать кредиты и займы.

«У подавляющего числа россиян полностью исчерпаны сбережения. А поскольку обязательные расходы и платежи во многих случаях превышают совокупные доходы домохозяйств, то у таких людей, собственно, выбора особого нет: они залезают все глубже и глубже в «долговые петли»», — объясняет эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

 

Согласно данным ЦБ, объем выданных физическим лицам кредитов в октябре увеличился на 16,7%, рост портфеля розничных кредитов в основном происходил за счет необеспеченных потребительских ссуд и ипотечных кредитов. «Люди все чаще берут кредиты для того, чтобы покрывать дефицит доходов на предметы первой необходимости и обязательные платежи, а также для рефинансирования прежних кредитов», — говорит Рожанковский.

Тот факт, что россияне стали больше экономить на развлечениях и одежде, свидетельствует о тяжелой ситуации с доходами населения, считает Илья Жарский. «Статья расходов на «одежду и развлечения» относится к категории non-essential» (расходы, не являющиеся жизненно важными), и их сокращение обычно отождествляется в той или иной экономике с характерными чертами глубокой экономической рецессии», — добавляет Рожанковский.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+