Тезис о том, что глобальная денежная система созрела для преобразования в мультивалютную, все чаще звучит с высоких трибун. Некоторые страны готовятся перейти от дискуссий к практическим шагам. Россия, Китай, Турция и Иран намерены торговать между собой с использованием национальных валют, позже к ним с высокой вероятностью присоединятся другие государства. Уже в 2019 году мы можем увидеть сюрпризы для доллара, которые ослабят его позиции на международной арене.
Для финансовых и товарных рынков процесс дедолларизации может оказаться чувствительным, ведь затрагиваются самые основы мировой денежной системы, просуществовавшей в нынешнем виде больше 40 лет. В 1976 году государства-члены МВФ приняли соглашение, положившее конец жесткой привязке национальных валют к американской, а той — к золоту. На смену пришла модель плавающих курсов с использованием доллара в качестве резервной валюты и главного платежного средства.
При этом золото, даже утратив статус конечного «мерила всего и вся», стабильно сохраняло за собой репутацию надежного защитного актива. Например, во время глобального кризиса 2008 года оно выступало одним из немногих островков безопасности, уберегающих капитал инвесторов. В новой многополярной денежной системе, черты которой сейчас проступают, этот металл также займет уникальное место.
По оценке Metals Focus, за всю историю на планете добыто порядка 190 000 тонн золота. В XXI веке ежегодная добыча драгоценного металла превышает 3000 тонн, темпы ее растут, но повышается и себестоимость из-за исчерпания легкодоступных месторождений. Запасы золотоносных руд не безграничны: разведанные резервы оцениваются в 55 000 тонн, еще 110 000 приходится на труднодоступные залежи. Расчеты показывают, что к 2070 году из недр может быть извлечено «все золото мира», а дальше искать его придется разве что на Луне или астероидах. Пока это выглядит как фантастика, но теоретически возможно.
Примерно 45% добытого золота находится у населения в виде украшений и монет, такой же объем хранится в инвестиционных целях в банках и центробанках, еще 10% используется в промышленных и медицинских изделиях. Со стороны населения спрос в целом стабилен и будет усиливаться по мере повышения уровня жизни в развивающихся странах. Технологическое потребление золота год от года увеличивается из-за его активного использования в гаджетах и другой технике, в обозримом будущем эта тенденция сохранится.
Самые активные покупатели золота сейчас — это центробанки разных стран, а институциональные инвесторы и частные лица несколько сократили вложения в драгметалл в связи со стагнацией цен на него. Но в перспективе эти категории рыночных игроков тоже будут подпитывать инвестиционный спрос, особенно в периоды нестабильности на фондовых биржах. Нет оснований думать, что золото потеряет свои ценностные характеристики и перестанет играть роль тихой гавани, а популяризация «золотых» ETF и развитие цифровых каналов их дистрибуции создают дополнительные предпосылки для увеличения частных инвестиций.
Пока ежегодное предложение добываемого и перерабатываемого золота на 7% превышает мировой спрос, то есть рынок более-менее сбалансирован. На этом фоне цены демонстрируют поразительное постоянство — в последние годы диапазон колебаний составляет примерно 10%. Консенсус-прогноз Reuters на 2019 год также предполагает сохранение средней стоимости тройской унции на уровне $1350.
В перспективе же, с учетом упомянутых трендов, с высокой вероятностью покупки золота будут преобладать над продажами, что, разумеется, отразится на ценах. Этот актив идеально подходит для инвестиций с прицелом на два-три десятилетия, но он и гораздо раньше способен принести хорошую отдачу. Например, его разумно использовать для хеджирования рисков, связанных с дедолларизацией мировой экономики.