Индекс потребительской уверенности (ИПУ), рассчитываемый Росстатом, снизился в третьем квартале сразу на 6 процентных пунктов до -14%, говорится в релизе Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Это первое снижение индекса после роста в течение последних девяти кварталов, отмечают эксперты.
Этот индикатор показывает, как россияне оценивают состояние экономики страны, свое личное финансовое положение и готовность тратить и сберегать средства. Многие годы в России показатель находится в минусовой зоне, поскольку россияне дают пессимистичные оценки. В 2016 году наметилась тенденция к улучшению — настроения граждан стали более оптимистичными.
Однако в третьем квартале этого года заметно вырос пессимизм россиян в отношении перспектив экономического роста. Индексы фактических и ожидаемых изменений в экономике страны резко снизились на 8 и 13 процентных пунктов (до -16% и -11% соответственно). Показатели, отражающие оценку респондентами их собственного финансового положения, также уменьшились, но не так сильно — на 3 и 4 процентных пункта, сообщают в НИУ ВШЭ.
Россияне видят все меньше возможностей для больших покупок и сбережений. При этом 85% респондентов ожидают дальнейшего роста инфляции. Всего 13% респондентов рассчитывают на сохранение цен на текущих уровнях и 2% — на их небольшое снижение.
Что напугало россиян
К слому позитивного тренда в потребительских настроениях привели угроза санкций, повышение НДС, рост инфляции и скачки курса доллара, считает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.
Главной причиной спада стала «негативная реакции населения на повышение возраста выхода на пенсию», полагает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
По его словам, неприятие реформы коснулось всех возрастных групп населения и вызвало общее ухудшение показателя. Этим же объясняется тот факт, что в третьем квартале впервые за три года ухудшились и настроения людей старше 50 лет.
Кроме того, подлили масла в огонь разговоры о дедолларизации экономики и волатильность на валютном рынке, добавляет Олег Шибанов. «Скачки курса доллара всегда влияют на настроения россиян, оставляя ощущение у граждан, что они теперь беднее, хотя это не совсем так», — говорит он.
Молодые пессимисты
Наибольшие опасения выказали представители молодого поколения. В возрастной категории от 16 до 29 лет экономические настроения ухудшились еще во втором квартале, а в третьем — тенденция продолжилась, замечают в НИУ ВШЭ. Сильнее всего снизились ожидания молодежи в отношении изменения экономической ситуации в России — с 7% до -8%.
По словам Георгия Остапковича, так резко потребительское настроение молодых граждан не менялось с кризиса 2014 года. «Напрашивается вывод, что снижение потребительской уверенности молодых людей определялось в большей степени глобальными факторами, нежели их собственным финансовым положением», — предполагает эксперт.
По мнению Олега Шибанова, причина такой реакции кроется в том, что молодые люди больше склонны принимать негативные новости на личный счет и переживать по поводу будущего. Пессимизм молодых людей, по его словам, не оправдан и опасаться им стоит не больше, чем остальным гражданам.