К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Азбука для венчура. Как правильно выбирать стартапы для инвестиций

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Инвестиции в стартапы считаются высокорискованными, но в случае успеха они обеспечат более высокую доходность, чем традиционные финансовые активы. Можно ли распознать в проекте-новичке будущего «единорога» и какие инструменты в этом помогут?

Оценка инвестиций в стартап — несколько более сложное дело, чем принятие решения о том, стоит ли инвестировать в состоявшуюся компанию, существующую много лет. Однако игра стоит свеч: вкладывая деньги в проект, только вышедший на рынок, инвестор может рассчитывать на более высокую доходность в будущем.

По оценке Bloomberg, в прошлом году в США венчурные инвестиции в стартапы побили очередной рекорд, составив $67 млрд. Кроме того, эта отрасль с каждым годом «демократизируется»: все больше информации доступно в интернете, появляются специальные платформы для помощи начинающим инвесторам, так что стартапами теперь занимается далеко не только узкий круг крупных игроков.

Правила безопасности

Первое, что нужно помнить частному инвестору, который хочет вложиться в стартап, — вероятность успеха не так уж высока, поэтому желательно инвестировать сразу в несколько проектов одновременно. Глава американской Ассоциации бизнес-ангелов Марианна Хадсон, под началом которой работают более 100 крупных венчурных инвесторов, отмечает, что имеет смысл вкладываться сразу в 10-12 стартапов. «Знайте, что от половины до 70% своих инвестиций вы скорее всего потеряете», — предупреждает она.

 

Недавно бельгийская компания Board of Innovation, которая занимается консалтингом в сфере венчурных инвестиций и внедрения инноваций (среди ее клиентов такие компании, как eBay, P&G, J&J и Volkswagen), опубликовала собственные рекомендации для желающих вложиться в стартап.

В качестве подготовительных шагов она посоветовала провести вступительную беседу с основателями о стартапе и получить от них информацию о его бизнес-модели, финансовых показателях, других инвестициях, продуктах и услугах, и так далее. После этого нужно провести оценку зрелости стартапа (от наличия изначальной идеи до устойчивой позиции на рынке) и, соответственно, связанных с ним инвестиционных рисков. На некоторых этапах логичнее оценивать активность работы команды проекта над идеей и продуктом, а на других — уже долю рынка и доходность.

 

На этом заканчивается подготовительная работа и начинается основная. Первый шаг — проверка идеи стартапа. Инвесторам необходимо задать самим себе несколько вопросов, в том числе о том, как они оценивают команду, бизнес-модель и соответствие идеи стартапа своей стратегии.

Следующий шаг — оценка стартапа. Один из вариантов здесь — обратиться к специалистам, которые изучат бизнес компании и вычислят ее приблизительную стоимость. Последние два шага предполагают, что инвестор ответит для себя на вопрос, готов ли он, уже имея на руках всю информацию, вложиться в этот стартап, и примет окончательное решение об инвестировании.

Оценка на стадии запуска

Пожалуй, самым сложным вариантом является инвестирование в стартап на очень раннем этапе, когда он еще не вышел на получение дохода или даже находится лишь на уровне бизнес-идеи (так называемое посевное и предпосевное финансирование).

 

Высокая рискованность подобных вложений обычно компенсируется тем, что на столь раннем этапе инвесторы обычно вкладывают сравнительно небольшие средства, которые будет не так болезненно потерять, а также возможностью действительно хорошей доходности в будущем, если стартап «взлетит».

При инвестициях на таком этапе невозможно ориентироваться на стандартные показатели — доходность, число пользователей, KPI и так далее, поэтому инвесторам приходится смотреть на менее материальные вещи.

По мнению управляющего партнера венчурного фонда Genesis Technology Capital Максима Шеховцова, который специализируется именно на ранних инвестициях, довольно обширный список критериев сводится к трем основным параметрам: команда, рынок и само предложение (продукт/услуга).

Хотя эти показатели не слишком материальны, существует множество методик, позволяющих оценить перспективность инвестиций в стартап. Одна из них — метод скоринга, также называемый по имени автора — инвестора Билла Пейна. Этот метод основан на сравнении нескольких финансируемых стартапов и выставлении им баллов.

Сравнение идет по следующим параметрам: команда управленцев (на нее приходится от 0% до 30% в общей оценке), размер рынка (0–25%), продукт/технология (0–15%), конкурентная среда (0–10%), маркетинг/каналы продаж/партнерство (0–10%), необходимость дополнительных инвестиций (0–5%) и другие факторы (0–5%). Далее на основании оценки всех этих факторов и соответствующих коэффициентов вычисляется примерная стоимость компании.

 

Также можно использовать метод венчурного капитала. Его применяют для предивнестиционной и послеинвестиционной оценки компании. Послеинвестиционная стоимость равна оценке стоимости на какой-либо момент в будущем (например, через три года или через пять лет), сделанной на основании оценки продаж других компаний этой же сферы, после чего эта стоимость делится на ожидаемую прибыль на инвестированный капитал (ROI).

Прединвестиционная стоимость — это послеинвестиционная стоимость, из которой вычитается размер инвестиции. Например, инвестор готов вложить в компанию $500 000, стоимость компании через пять лет он оценил в $20 млн. Обычно инвесторы ожидают прибыль на капитал от 10x до 30x, так что средний вариант равен 20х. Тогда послеинвестиционная стоимость стартапа равна $2 млн, а прединвестиционная — $1,5 млн.

Пользуется популярностью и метод Беркуса, в рамках которого стартап сравнивается по пяти основным показателям с другими подобными проектами. Параметрами сравнения могут выступить основная идея продукта или сервиса, наличие опытного образца, качественная команда управленцев, стратегические отношения, выпуски или продажи продукции. Каждый из этих показателей оценивается в процентах или в абсолютных числах исходя из возможной стоимости похожих стартапов.

Оценка «созревшего» бизнеса

Если стартап уже заработал в полную силу (у него достаточное количество клиентов, есть выручка или даже прибыль) его можно оценивать так же, как и другие компании, делая при этом некоторую поправку на то, что это все же проект, находящийся на начальном этапе своего развития.

 

Как пишет в своей статье сооснователь венчурного инвестфонда Forefront Venture Partners Фил Надель, в случае со стартапами, как и с другими компаниями, имеет смысл оценивать некоторые ключевые показатели эффективности (KPI). Надель выделяет 12 показателей, на которые стоит обратить внимание. Среди них стоимость привлечения нового клиента, LTV (прибыль с одного клиента за все время существования проекта), число уникальных пользователей в месяц, уровень доходности, коэффициент конверсии и некоторые другие.

Хотя, по мнению Наваля, инвестору не стоит фокусироваться на этих показателях самих по себе, ему все же стоит помнить, что самые успешные основатели стартапов всегда настойчиво добивались выполнения KPI. «Когда мы говорим с основателями, чтобы узнать больше об их компаниях, мы спрашиваем их об этих KPI наравне с презентацией компании и другой информацией. Это быстрый способ понять состояние бизнеса в данный момент, а основатели, не знающие своих KPI, вызывают у нас серьезное беспокойство», — пишет Наваль.

Безусловно, это не единственные показатели эффективности, которые могут быть применены к стартапу. Главное, что нужно запомнить — различные формальные показатели неплохо характеризуют жизнеспособность стартапа, нужно только соизмерять их с этапом его развития.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+