Банк России ожидаемо оставил ключевую ставку неизменной. На заседании совета директоров ЦБ 27 июля было принято решение не повышать размер ставки с 7,25% годовых, следует из сообщения на сайте регулятора. В преддверии заседания ни один из 20 аналитиков, опрошенных Reuters, не предсказывал снижения или повышения ставки.
Причиной продолжения паузы в череде понижений ставки регулятор указывает наличие проинфляционных рисков и сохранение неопределенности относительно «развития внешних условий». ЦБ прогнозирует инфляцию к концу года на уровне в 3,5–4% и временное превышение годовой инфляции в 4% в 2019 году «в связи с запланированным увеличением налога на добавленную стоимость». К уровню в 4%, по оценкам ЦБ, инфляция вернется лишь в начале 2020 года. Переход к нейтральной кредитно-денежной политике возможен в 2019 году.
На предыдущем заседании 15 июня регулятор также оставил ставку неизменной. Свое решение Банк России объяснил необходимостью пересмотреть прогнозы по инфляции на фоне реформы по увеличению НДС с 18% до 20%. Закон о повышении НДС уже принят Госдумой, новая ставка начнет действовать с 1 января 2019 года. В последний раз ЦБ снизил ставку на 25 б.п. на заседании 23 марта, что стало восьмым по счету снижением с начала 2017 года.
Ждать до следующего года
Жесткое заявление регулятора после заседания 15 июня не оставило сомнений о том, пауза в понижении ставки затянется. Как минимум регулятору нужно понять, какое влияние на инфляцию окажет повышение НДС, соглашаются эксперты. Именно ускорение инфляции, «наметившееся в июне, когда месячный рост цен превысил прогноз, а также риски дальнейшего роста цен», является основной причиной паузы, считают аналитики банка «Уралсиб». В июне инфляционные ожидания россиян выросли до 9,8%, то есть до уровня сентября 2017 года. На инфляционные ожидания повлиял рост цен на топливо. «Рост цен на бензин уже добавил 0,5 п. п. к общей инфляции в июне в годовом исчислении. С учетом того, что расходы на бензин, по нашим оценкам, составляют почти треть общих транспортных расходов, вторичные эффекты роста цен на бензин на инфляцию могут составить еще 0,2 п. п. в этом году», — считает главный экономист Nordea Bank Татьяна Евдокимова.
Не способствует снижению ставки и рост глобальных ставок, считает старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Константин Глазов. «Рынки ожидают еще два повышения ставок ФРС в этом году. На ближайшем заседании Банка Японии ключевая ставка и целевое значение доходности японских государственных облигаций могут быть повышены на 0,1%. Ослабление валют развивающихся стран заставляет национальные банки повышать ставки, самые экстремальные примеры – Турция и Аргентина. Всех этих факторов, тем не менее, недостаточно, чтобы склонить ЦБР к повышению ставки, но вполне достаточно для удержания от снижения ставки до конца года», — объясняет Глазов.
Кроме того, риск введения дополнительных санкций, особенно связанных с госдолгом, также может продлить паузу в понижении ставки, добавляет руководитель персонального инвестиционного банка БКС Глобал Маркетс Олег Ачкасов. На риски волатильности на рынке указал и регулятор: «В части внешних условий ускоренный рост доходностей на развитых рынках и геополитические факторы могут приводить к всплескам волатильности на финансовых рынках и оказывать влияние на курсовые и инфляционные ожидания», — говорится в сообщении ЦБ.
До заседания некоторые аналитики предполагали, что у ЦБ есть пространство для маневра и предсказывали еще одно понижение ставки на 25 б.п. до конца года. Однако опубликованное заявление ЦБ дает понять, что понижения в этом году ждать, по всей видимости, не стоит — переход к нейтральной кредитно-денежной политике ЦБ видит возможным только в 2019 году.