Современная торговая политика в мире берет начало в 1930 году, когда Конгресс США принял протекционистский закон Смута-Хоули. Этим документом парламент повысил пошлины на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров во время Великой депрессии. Другие страны ответили аналогичным повышением тарифов и начали активно торговать друг с другом, избегая влияния США.
Протекционистский закон стал следствием набирающих обороты изоляционизма и национализма в США после Первой мировой войны, которые в итоге и привели страну к Великой депрессии. То время сильно напоминает сегодняшние события. США переходят к политике протекционизма и изоляционизма под руководством президента Трампа после почти десятилетнего оживления на рынках.
Но Трампу стоит помнить, что после принятия протекционистского акта кандидат в президенты США Франклин Рузвельт возглавил кампанию против закона Смута-Хоули, и в итоге выиграл выборы. Вопрос о том, ждет ли Америку кампания против тарифов Трампа в 2020 году, остается открытым.
От Рузвельта к ВТО
Подписав Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 года, Рузвельт спровоцировал новую волну либеральной политики, которая доминировала в мире до наших дней. Этот закон стимулировал понижение тарифов, несмотря на лоббирование со стороны компаний-экспортеров в США.
Закон дал президенту право вести двусторонние переговоры в сфере международной торговли и привел к заключению 19 торговых соглашений всего за пять лет. Несмотря на либерализацию торговой политики, по данным экономистов Федерико и Джунгито, объемы мировой торговли уменьшались в среднем на 0,83% ежегодно в период с 1929 по 1938 год.
Закон о взаимных торговых соглашениях важен, потому что он впервые обозначил правила международной торговли, проложив путь к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1947 года. Оно стало первым международным торговым соглашением, которое действительно имело вес и которое подписали 23 страны ради «значительного снижения тарифов и других торговых барьеров и для искоренения дискриминации в международной торговле».
В итоге Генеральное соглашение сменила Всемирная торговая организация, в которую вошли 123 участника. После создания Генерального соглашения/ВТО объемы мировой торговли росли в среднем на 5,1% в 1950-2007 годы.
Опасный закон
До создания ВТО власти США приняли закон о торговой экспансии 1963 года, который позволил президенту в одностороннем порядке вводить тарифы на товары, несущие в себе угрозу национальной безопасности или отрицательно влияющие на нее. С 1981 года этот закон использовали 16 раз, и в этом году Трамп задействовал его для введения тарифов на импортную сталь и алюминий.
Изначально Трамп установил эти тарифы для того, чтобы повлиять на экспорт дополнительных товаров из Китая и, возможно, заставить пересмотреть свои подходы к внешней торговле действующие правительства других стран. Китай — главный торговый партнер США, доля которого в торговом дефиците страны составляет в среднем 45% с 2009 года (и 36% с 2001 года, когда Китай присоединился к ВТО).
Но несмотря на официальное вступление Китая в ВТО и последующий рост объема торговли между США и КНР, торговая война двух наиболее тесно связанных сверхдержав может только замедлить развитие внешнеэкономических связей.
Она не сможет остановить общий курс на глобализацию и свободную торговлю. В своем недавнем исследовании Международный валютный фонд заявил, что полностью симметричный ответ (то есть корректировка налогов) в торговой войне оказывает нейтральный эффект, но ответные меры только через тарифы на импорт могут оказать негативное воздействие на всю мировую торговлю и привести к падению глобального ВВП.
Проигрывают от этой ссоры обычные граждане (каждой страны!), так как им придется взять на себя экономические и социальные издержки повышения тарифов. Экономику обеих стран ждет инфляция, обусловленная ростом издержек, ведь факторы производства импортируемых товаров будут дорожать, что сократит общий объем поставок и повысит цены.
Сейчас ясно одно: предусмотрительный инвестор должен использовать этот уникальный момент в истории мировой торговли для защиты своего портфеля от влияния двух сверхдержав, говорящих о всеобщей торговой войне.