К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Побег от денег. Россияне стали меньше экономить при росте цен

Фото Sergei Karpukhin / Reuters
Фото Sergei Karpukhin / Reuters
Россияне стали одновременно менее экономными и более чувствительными к темпу роста инфляции, следует из опроса НАФИ. Эксперты предполагают, что у населения проявляются признаки «бегства от денег» на фоне удорожания бензина и ослабления рубля

Россияне стали меньше отказывать себе в тратах, отмечают специалисты Аналитического центра НАФИ, которые в мае этого года провели опрос среди 1600 россиян из 42 регионов страны.

До данным исследования (есть у Forbes), доля граждан, не ощущающих нехватку денег, выросла в мае по сравнению с сентябрем прошлого года на 12 процентный пунктов — с 19% до 31%. При этом доля тех, кому все-таки приходится себе в чем-то отказывать, несколько снизилась.

В частности, россияне стали меньше экономить на отпуске (минус 9 процентных пунктов), развлечениях (минус 12 процентных пунктов), покупке одежды и обуви (минус 11 процентных пунктов) и поездках к родственникам (минус 10 процентных пунктов). Тем не менее доля тех, кому приходится урезать свои расходы, все еще велика. На отдыхе экономят 43% опрошенных, а на собственном лечении — 22% респондентов.

 

Источник: опрос НАФИ

Страх перед инфляцией

При этом, как показал опрос НАФИ, россияне стали более чувствительны к темпам роста инфляции. Доля граждан, оценивающих текущий уровень инфляции как «очень высокий», выросла в мае по сравнению с сентябрем 2017 года на 8 процентных пунктов, до 46%. В то же время сократилась доля тех, кто считает инфляцию умеренной — с 12% до 8%.

 

Россияне указали на высокий уровень инфляции несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом темпы роста цен на продукты снизились. Так, по данным Росстата, инфляция в период с января по май составила 1,6%, а по итогам 2017 года — 2,5%.

«Общественное мнение становится упрямее даже самой упрямой статистики», — говорит управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Люди склонны переоценивать темпы роста цен и делают выводы, опираясь на локальные общесоциальные поводы, кроме того, население более чутко реагирует на рост стоимости отдельных товаров. На этом фоне потребителей трудно убедить, что инфляция растет меньшими темпами.

По данным НАФИ, граждане заметили в мае незначительный рост цен на хлебобулочные изделия и молочные продукты, а также серьезное удорожание бензина. Количество респондентов, указавших на рост цен на топливо, выросло с 37% в сентябре 2017 года до 73% в мае 2018 года.

 

По данным Росстата, цена бензина в июне выросла по отношению к маю на 2,1%, стоимость газового моторного топлива увеличилась на 7,1%, а дизельного топлива — на 1,9%. Инфляционные ожидания россиян растут, следует из данных опросов, проводимых по заказу Банка России. В июне этот показатель достиг максимума с осени прошлого года. Причиной стали решение поднять НДС с 18% до 20% и ускоренный рост цен на топливо.

Гуляем на последние

На первый взгляд, может показаться парадоксальным, что россияне становятся менее экономными при росте цен на товары, замечает в комментарии к опросу директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов. С одной стороны, это может быть связано с тем, что сберегательные стратегии сменяются потребительскими и многие граждане отказываются от финансовой «подушки безопасности», считает Аймалетдинов.

Склонность россиян к сбережениям и тотальной экономии значительно ослабла относительно 2016 года, когда ставки в экономике были на более высоком уровне и население в общем и целом действовало более осторожно, опасаясь кризисных проявлений, подтверждает начальник отдела экспертов фондового рынка «БКС Брокер» Василий Карпунин.

По словам Ильи Жарова, об ухудшении положения граждан свидетельствует и стремительный рост беззалогового кредитования, в том числе за счет развития микрофинансовых институтов. В первом квартале рост потребительского кредитования составил 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обеспокоило ЦБ.

 

Еще одной причиной менее экономного поведения россиян может быть реакция на взлет цен на бензин, ожидания роста инфляции из-за анонсированного повышения НДС, а также резкого скачка курса доллара в апреле, предполагает Карпунин. «У населения начали проявляться признаки «бегства от денег». Когда люди чувствуют, что их сбережения в рублях вновь начинают плавно девальвироваться, то у общества возникает ответная реакция», — объясняет аналитик.

Ослабление желания экономить можно также связать с ростом уверенности граждан в общеэкономической ситуации в стране, говорят эксперты. Однако, как показывают данные других исследований, граждане не стали более оптимистичными в отношении экономики. После президентских выборов, которые прошли в марте и во время которых наблюдался рост оптимизма граждан, ожидания россиян относительно экономических перспектив ухудшились, отмечали ранее эксперты РАНХиГС.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+