Представленный Минфином проект документа об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года консервативен, считают авторы обзора «Макровзгляд: российская экономика в точке перегиба», подготовленного аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА».
Данный проект можно оценить «как весьма консервативный в контексте формирования резервов и макроэкономической стабильности», пишут авторы обзора. В сочетании с политикой ЦБ РФ реализация задач, поставленных в проекте документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», может «привести к негативным последствиям для экономического роста и заявленным в майских указах целям», считают эксперты агентства. По их мнению, описанную там бюджетную политику должна компенсировать нейтральная или мягкая денежно-кредитная политика Банка России, однако на последнем заседании в июне ЦБ дал понять, что из-за рисков роста инфляции регулятор вынужден приостановить снижение ключевой ставки и допускает даже ее повышение.
Ожидание слабого роста
Необходимость финансировать майские указы президента вынудила правительство пойти на изменение пенсионного возраста и повышение ставки НДС с 18% до 20%. Благодаря этим мерам указы будут реализованы, но ценой значительной инфляции и слабого роста в 2019 году, считают в «Эксперт РА».
В ожидании повышения НДС во второй половине года вырастет деловая активность, в связи с чем экономисты прогнозируют по итогам года рост ВВП в 1,7% годовых. Однако затем динамика замедлится, и аналитики «Эксперт РА» снизили в этой связи свой прогноз роста экономики по итогам 2019 года до 1,4% — аналогичные ожидания озвучило МЭР. Однако в отличие от Минэкономразвития, которое закладывает уже к 2021 году темпы роста ВВП до 3,1%, в «Эксперт РА» не верят в возможности роста ВВП более чем на 3%.
«Оснований для позитивных прогнозов пока нет, о перспективах такого роста ничто не говорит. Кроме резкого роста цен на сырье и снятия санкций, ничто к этому не ведет. Такой сценарий возможен, но маловероятен», — считает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах.
Однако с таким пессимистичным мнением соглашаются не все. Влияние изменения НДС на рост экономики может быть краткосрочным и на темпах роста ВВП скажется незначительно, считает финансовый аналитик «БКС Премьер» Александр Тараскин. По его словам, последствия от повышения налога вполне могут быть компенсированы за счет роста государственных расходов в медицине, образовании и пенсионном обеспечении.
Как уточнили Forbes в пресс-службе Минфина, на данном этапе о проекте федерального бюджета можно сказать только то, что при его формировании в приоритетном порядке будут предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов, на которые планируется направить более 8 трлн рублей. «Основные направления — это не закон о бюджете, пытаться сейчас сделать выводы о федеральном бюджете на предстоящую трехлетку на основании этого документа некорректно», — подчеркнули в ведомстве.
В пресс-службе Минфина заметили, что реализация национальных проектов сможет обеспечить повышение уровня жизни россиян и присутствие России в числе ведущих стран мира, например, по качеству образования и уровню научных исследований. Кроме того, в приоритете правительства будет находится и финансирование национальных проектов в сфере отечественной промышленности и национальной экономики, развитие малого и среднего предпринимательства. «Конкретные предложения для реализации всего вышесказанного будут сформированы с учетом разработки и утверждения паспортов национальных проектов в дальнейшем», — уточнили в Минфине.
Причины пессимизма
В экономике сейчас сформировался курс на консервацию текущих достижений, что является прямым отражением консервативной внутренней политики, объясняет директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Растущие налоги при профицитном бюджете действительно выглядят неуместно. Рост экономики можно было бы вполне увеличить за счет расходования резервов или за счет либерализации законодательства для малого и среднего бизнеса, но государство на это не готово», — говорит Жарский.
Пока же государство рассчитывает на рост экономики за счет собственных инвестиций, однако исторический опыт показывает, что устойчивая позитивная динамика невозможна за счет одних госпрограмм, нужно также развитие крупного бизнеса и предпринимательства, говорится в обзоре «Эксперт РА». «Возможности негосударственных компаний ограничены растущим налоговым прессом, высокими ставками по кредитам и на рынке облигаций и слабой доступностью кредитных ресурсов», — пишут экономисты. Предложения же по поощрению отдельных отраслей пока очень расплывчаты.
Акцент на государственных инвестициях (как правило, низкоэффективных) делает сомнительным повышение потенциального роста и в долгосрочной перспективе, соглашается директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Локо-Банка Кирилл Тремасов. «Основной рецепт для быстрого ускорения экономического роста — это использование внешних ресурсов, в первую очередь привлечение иностранных инвестиций. Ускорению экономического роста могло бы также способствовать снижение налогов», — добавляет экономист.
В текущей ситуации экономический рост могут обеспечить повышение инфраструктурных расходов и всплеск потребления, признают эксперты. С первым проблем не будет – именно на увеличение инвестиций в инфраструктурные проекты делается упор в майских указах. Однако для роста потребления 2019 год может оказаться очень сложным — будут мешать разгон инфляции из-за повышения НДС (даже выше 4,5%), высокие официальные и рыночные ставки, растянутый по времени запуск инфраструктурных проектов и более медленный экономический рост, заключают авторы обзора.