Все возможные сценарии развития торговой войны между США и Китаем не сулят глобальной экономике ничего хорошего. Конфликт между странами в любом случае приведет к замедлению мировой торговли и снижению экономического роста, к такому выводу пришли экономисты Saxo Bank в своем новом макропрогнозе (есть в распоряжении Forbes).
«Опыт подсказывает, что эта история может плохо кончиться», — пишут аналитики банка, которых пугает, что протекционистская политика президента США Дональда Трампа имеет жуткое сходство с действиями американских властей во времена Великой депрессии. До конца года аналитики прогнозируют замедление темпов роста глобальной экономики и уменьшение объемов кредитования, а также предупреждают о массовых попытках государств не обращать внимания на риски, связанные с торговой войной.
Повторение истории
Сегодняшнюю ситуацию можно и нужно сравнивать именно со временами Великой депрессии, соглашается ведущий стратег «Атон» Алексей Каминский. В 1930 году США приняли так называемый закон Смута-Хоули о тарифе, который появился на свет как предвыборное обещание защитить американских фермеров.
В соответствии с этим законом, до 45% были подняты таможенные пошлины примерно на 20 000 импортных товаров. Дональд Трамп еще во время предвыборной кампании заявлял о необходимости защищать американских производителей и критиковал экспортную политику Китая, который является крупнейшим торговым партнером США. Позже у американского президента появились претензии и к Евросоюзу.
Этой весной США и Китай обменялись чередой взаимных угроз, а в середине июня Белый дом подписал указ о введении 25% пошлины на китайские товары на сумму в $50 млрд.
«Почему Трамп на это идет, осознавая все риски? Вероятно, потому, что таков его переговорный стиль: максимальное давление до достижения желаемого результата. Про последствия он знает, риски не игнорирует. Именно поэтому пока больше угроз, чем реальных действий», — считает Алексей Каминский.
По мнению аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, Трамп прибегнул к тактике давления, потому что США накопили такую военную и экономическую мощь, что могут себе позволить подобный риск. «Президенту очень хочется запомниться чем-нибудь, войти в историю, и он действует эпатажно и непредсказуемо», — говорит эксперт.
Три сценария
Оптимистично настроенные аналитики обычно говорят, что полномасштабной войны можно избежать, однако они не учитывают того, что осенью в США пройдут выборы в Сенат, на которых Трамп наверняка захочет продемонстрировать свою верность предвыборным обещаниям. Не принимаются во внимание и амбиции Китая, который хочет самоутвердиться на мировом рынке, пишут в своем обзоре аналитики Saxo Bank.
В сложившейся ситуации существует всего три сценария развития конфликта, убежден главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен. Согласно первому сценарию, США, Европа и Китай повышают пошлины, однако не устанавливают глухой стены в отношениях, что приводит к «мягкому» кризису.
Во втором сценарии мир ждет более серьезный торговый конфликт, а усиление напряжения со стороны США произойдет в ноябре, когда в стране будут проходить выборы в Сенат. И, наконец, согласно третьему сценарию (самому пессимистичному) реализуется полная блокировка торговых отношений, аналогичная временам Великой депрессии.
Якобсен считает наиболее вероятным второй сценарий (на 50%) и чуть менее возможными два других (вероятность — 25% по каждому). При этом в любом случае каждый из сценариев будет способствовать ослаблению мировой экономики. «В торговой войне нет победителей», — подчеркивает Якобсен.
По мнению Алексея Каминского, наиболее вероятен все-таки вариант «мягкого кризиса», нежели полномасштабная торговая война. У торговых партнеров США нет цели оградить страну глухой стеной пошлин, но есть желание выторговать лучшие, чем сейчас, условия в рамках различных торговых договоров, объясняет эксперт.
«О потенциальных последствиях «безудержного протекционизма» все прекрасно осведомлены, поэтому мы считаем, что до крайнего развития событий (сценарий №3) дело не дойдет, потому что победителей там и правда не будет», — заключает Каминский.
Готовиться к худшему
В результате Великой депрессии объем глобальной торговли рухнул на 65%, а экспорт США снизился с $7 млрд в 1929 году до $2,5 млрд в 1932 году, напоминают экономисты Saxo Bank.
Последствия реализации худшего сценария также могут быть очень серьезными. В мае ООН отмечала, что торговая война способна вызвать резкое падение объемов глобальных инвестиций и торговли, а эскалация конфликта — привести к замедлению роста мировой экономики на 1,4% и роста мировой торговли на 6% в 2019 году.
«Торговые потери подобного масштаба равны примерно половине потерь, понесенных рынками в 2009 году, самом тяжелом периоде финансового кризиса», — подчеркивает Стив Якобсон.
По мнению Алексея Каминского, в случае развертывания глобальной торговой войны мировую экономику ждет неизбежное и ускоренное скатывание в рецессию с высоким риском повторения финансового кризиса по типу 2008 года. «Будет тотальный risk-off и массовое бегство в традиционные защитные активы. Хуже всего будет активам развивающихся стран и периферийных стран Европы», — прогнозирует Каминский.
Впрочем, даже если худший вариант развития событий будет реализован, повторения Великой депрессии не будет, обнадеживает Алексей Антонов. По его словам, сравнение с Великой депрессией выглядит, безусловно, поэтично, но сегодня мир живет совсем в других экономических доктринах, которые такому кризису случиться не позволят.