Усталость от бедности. Почему правительство не сможет удержать инфляцию ниже 4%
Появление ориентира по инфляции стало одной из наиболее любопытных новаций, прописанных в плане социально-экономического развития страны. Президентский указ №204 от 7 мая 2018 года содержит требование обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне не выше 4%.
Есть подозрение, что Банк России добился включения этого показателя в «майские указы», чтобы от него, наконец, отстали с вопросами о целесообразности удержания низкого темпа роста цен, когда уже второй год потребительская инфляция ниже 4%, а рост экономики тем не менее остается крайне незначительным. Зато теперь для усилий по удержанию стабильных цен есть железное обоснование — президентский указ.
Действительно, не очень понятно, какую роль играет незначительная инфляция в деле повышения благосостояния населения. Изучение статистики Всемирного банка не показывает какой-либо существенной связи между темпом повышения потребительских цен и ростом ВВП.
Единственная группа, заинтересованная в низкой инфляции, — это международные инвесторы, которые вкладываются в российскую экономику, и рублевый рынок ценных бумаг (и, соответственно, их партнеры с российской стороны). Низкий и предсказуемый рост цен позволяет им снизить стоимость защиты от валютных рисков и поднять доходность своего бизнеса.
Внешние инвестиции в рублевые ценные бумаги — это действительно важный инструмент улучшения платежного баланса страны и повышения стоимости российских компаний. Но можно ли обеспечить за их счет долгосрочное развитие российской экономики — это большой вопрос. Может, более значительный рост ВВП дадут дешевые кредиты бизнесу и внутренние инвестиции в структурные проекты, побочным следствием которых, возможно, станет рост потребительских цен?
Но в какой степени вообще возможно выполнить президентский указ и удержать потребительскую инфляцию на уровне ниже 4%?
Топливо для цен
Вообще инфляция («вздутие» цен) может происходить из-за увеличения предложения денег в экономике или из-за сокращения предложения товаров и услуг. Практика показывает, что колебания конъюнктуры товарных и валютных рынков (именно они ответственны за сокращение товарной массы), как правило, не могут вызвать устойчивого и продолжительного роста цен.
Основная причина долгосрочной и устойчивой инфляции — социальная. В стремлении обеспечить себе уровень потребления, соответствующий стандарту качества жизни, население оказывает социально-политическое давление на правительство, чем и вынуждает его наращивать расходы, что, в свою очередь, и вызывает инфляцию.
На нее же работает активность бизнеса по повышению своих доходов. Низкая заработная плата вызывает социальную напряженность среди сотрудников, и если у предпринимателя имеются возможности для повышения цен в интересах своего персонала и в собственных интересах — скорее всего, он пойдет на это. Ровно этими же причинами вызывается активность профсоюзов — они заинтересованы в обеспечении своим членам более высокого уровня доходов, приближающего их к желаемому стандарту качества жизни.
Таким образом, низкая удовлетворенность населения своим материальным благополучием — это важнейший источник инфляции. А при повышении доли граждан, полностью или в основном довольных финансовым благополучием своей семьи, инфляция имеет тенденцию к снижению. В свою очередь, доля недовольных своим уровнем жизни прямо зависит от отставания России по душевому ВВП от тех стран, которые для наших сограждан воплощают высокий уровень потребления — прежде всего, это страны еврозоны.
На волне недовольства
В последние годы в нашей стране размер конечного потребления домохозяйств на душу населения составляет примерно $13 000 — 14 000 по ППС в ценах 2011 года, а ВВП на одного занятого по ППС, по данным на 2017 год, равен 56% от аналогичного показателя стран еврозоны.
Доля тех, кто полностью или в основном доволен финансовым положением своей семьи, по оценкам Финансового университета, сегодня колеблется в интервале 40-50% населения. Таким образом, налицо довольно значительное отставание по душевому ВВП от «модельных» стран, воплощающих для россиян высокий стандарт качества жизни, высока и доля недовольных своим уровнем потребления.
При сохранении такого уровня душевого потребления и доли недовольных уровнем жизни потребительскую инфляцию в принципе можно удержать в пределах 3-6% в год. С другой стороны, имеются существенные риски разгона инфляции, связанные с невысоким уровнем удовлетворенности россиян своими доходами.
А именно с этим, как мы показали, связаны высокие темпы роста цен — чем выше неудовлетворенность людей своим материальным положением, тем сильнее давление населения на правительство и бизнес с целью повышения благосостояния, тем вероятнее разгон бюджетных расходов и монопольные договоренности компаний на различных рынках.
Таким образом, несмотря на достижения ЦБ в деле подавления инфляции, существует риск роста потребительских цен до весьма значительного уровня. По нашим оценкам, уровень инфляции в России в краткосрочной перспективе будет иметь тенденцию к повышению. Квартальная потребительская инфляция может достигать 4-5% с перспективой роста до 6% к 2020 году.