За прошлый год в мире значительно выросли активы ПИФов. Так, в США объем активов инвестиционных фондов к концу 2017 года составил $24,36 трлн, или 125,6% ВВП, в Европе — $18,192 трлн, или 99,43% от общеевропейского ВВП. В России же этот показатель находится на уровне $51 млрд (1,28% ВВП).
В нашей стране был момент, когда появилась надежда на то, что паевые инвестиционные фонды займут подобающее им место в экономике страны как один из основных источников «длинных денег», оптимизирующий процесс привлечения и эффективного размещения средств внутренних инвесторов.
Произошло это в середине нулевых, когда интерес к ПИФам на волне роста фондового рынка начали проявлять широкие массы населения, а управляющие компании запускали рекламные кампании в федеральных СМИ. Чего еще не хватало «инвестиционной ракете», чтобы «взлететь в космос»? Разве что удаленной дистрибуции, то есть возможности приобретать паи инвестиционных фондов, «не вставая с дивана», как это уже тогда можно было делать, например, в США.
Потом случился кризис 2008–2009 годов, поразивший финансовую систему всего мира и принесший серьезные убытки для пайщиков, многие из которых ушли с разочаровавшего их рынка. Неудивительно, что фокус интереса управляющих компаний сместился с розницы на закрытые ПИФы и обслуживание крупных институциональных инвесторов, а рынок розничных паевых фондов хоть и продолжил развиваться, но уже не такими темпами.
Инвестиции в массы
Зачем сейчас вспоминать события более чем десятилетней давности? Затем, что именно сейчас та самая возможность удаленного приобретения паев инвестиционных фондов не только появилась, но и активно развивается под крылом мегарегулятора.
В прошлом году Банк России объявил о создании маркетплейса — системы, которая позволяла бы гражданам в режиме онлайн открывать банковские депозиты и при этом регистрировала бы все эти транзакции, обеспечив безопасность их проведения.
Эта идея регулятора получила логичное развитие, и список инструментов, доступных на маркетплейсе, в дальнейшем будет постепенно расширяться за счет государственных и корпоративных облигаций, страховых продуктов и прочих видов финансовых услуг. Есть в этом перечне и паи инвестиционных фондов.
Схема работы маркетплейса предполагает подключение к нему поставщиков финансовых продуктов, платформ, на которых можно осуществлять операции с различными инструментами, а также витрин — агрегаторов информации о финансовых продуктах. В настоящий момент в рамках пилотного проекта к маркетплейсу ЦБ подключены пять банков (Росбанк, Совкомбанк, «Ак Барс» Банк, банк «Центр-инвест» и банк «Зенит»), Московская биржа в качестве платформы и две витрины — Banki.ru и Fins.Money.
Появление независимых платформ и маркетплейса позволяет нивелировать сразу несколько ключевых ограничителей инвестиционных возможностей граждан. Во-первых, снимается барьер, связанный с географической доступностью.
До последнего времени для приобретения паев инвестиционных фондов было необходимо лично явиться в управляющую компанию или к агенту УК. При этом полный спектр управляющих компаний в стране был доступен, наверное, лишь в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах же у граждан была возможность воспользоваться услугами либо наиболее крупных игроков, имеющих разветвленную сеть пунктов приема заявок, либо локальных УК. Сейчас же все, что нужно, — это работающий интернет.
Во-вторых, традиционно низкая финансовая грамотность российского частного инвестора, то есть ментальная недоступность многих финансовых инструментов, перестанет играть столь значительную роль с появлением такого простого и прозрачного способа приобрести инвестиционный продукт. Процесс выбора, что немаловажно, облегчит сама платформа, предлагающая инструменты сравнения и выбора продукта, основанные на риск-профиле и иных важных характеристиках клиента.
После неоднозначно воспринятого профессиональным сообществом отказа от накопительной пенсионной системы инвестиционные фонды могут в определенном смысле стать ее заменой, позволив сформировать источник «длинных денег» в экономике страны (ведь ПИФы — это в большей степени долгосрочное, а не спекулятивное инвестирование), а также став инструментом для формирования достойной пенсии.
То есть формально все предпосылки для появления внутреннего инвестора есть, особенно если отмести в сторону аргумент о низком уровне благосостояния россиян, посмотрев на объем средств физических лиц, находящихся на депозитах банков.
По состоянию на 31 марта 2018 года он составлял более 26,7 трлн рублей. Для сравнения: объем рынка открытых и интервальных ПИФов (без учета закрытых ПИФов, которые трудно назвать розничными) на эту же дату составлял 265,7 млрд рублей.
Медленно, но верно
Во всем мире создание и развитие систем удаленной дистрибуции паев инвестиционных фондов является магистральным направлением в банковской и инвестиционной сфере. Сейчас и мы стали двигаться в этом же направлении.
Трудно ждать мгновенной революции рынка, так как существует такое явление, как инерция потребительского поведения, то есть привычка пользоваться традиционными офлайн-каналами получения финансовых услуг. Такая же инерция есть и у поставщиков финансовых сервисов, годами использующих проверенные технологии и помощь компаний-партнеров, агентов по распространению этих услуг.
Развитие удаленной дистрибуции будет эволюционным. Ландшафт рынка финансовых услуг вообще и паев инвестиционных фондов в частности претерпит серьезные изменения с дальнейшим внедрением инноваций и с проникновением в сознание потребителей концепции удаленного доступа к широкому спектру финансовых продуктов.
Каким именно станет этот ландшафт, предсказать трудно, но, как сказал Алан Кей, создатель операционной системы Windows, «лучший способ предсказать будущее — это создать его».
Кто станет лидером рынка, чья «инвестиционная ракета» полетит выше и быстрее, покажет время. Можно сказать, что в России для ее запуска в космос уже есть космодромы (маркетплейс Банка России и независимые платформы), есть экипажи космических кораблей (высококвалифицированные специалисты компаний, управляющих паевыми инвестиционными фондами) и есть топливо (сбережения граждан, которые нуждаются в сохранении и преумножении).
Управляющим фондами, у которых наступила «эпоха покорения космоса», пора или начинать строить свои «стартовые площадки» — платформы, открывающие клиентам доступ к инвестиционным фондам без ограничений в пространстве и времени, или же внимательнее присматриваться к подобным проектам коллег. Никто не запрещает сочетать несколько вариантов: сама философия открытой архитектуры продаж, которой пользуются маркетплейсы и инвестиционные супермаркеты, как правило, позволяет легко присоединиться к проекту на партнерских началах.