К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Инвестор на диване. Как маркетплейс от ЦБ упростит частные инвестиции

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Единая платформа для продажи финансовых инструментов поможет привлечь сбережения россиян на фондовый рынок страны, что даст толчок к формированию класса частных инвесторов

За прошлый год в мире значительно выросли активы ПИФов. Так, в США объем активов инвестиционных фондов к концу 2017 года составил $24,36 трлн, или 125,6% ВВП, в Европе — $18,192 трлн, или 99,43% от общеевропейского ВВП. В России же этот показатель находится на уровне $51 млрд (1,28% ВВП).

В нашей стране был момент, когда появилась надежда на то, что паевые инвестиционные фонды займут подобающее им место в экономике страны как один из основных источников «длинных денег», оптимизирующий процесс привлечения и эффективного размещения средств внутренних инвесторов.

Произошло это в середине нулевых, когда интерес к ПИФам на волне роста фондового рынка начали проявлять широкие массы населения, а управляющие компании запускали рекламные кампании в федеральных СМИ. Чего еще не хватало «инвестиционной ракете», чтобы «взлететь в космос»? Разве что удаленной дистрибуции, то есть возможности приобретать паи инвестиционных фондов, «не вставая с дивана», как это уже тогда можно было делать, например, в США.

 

Потом случился кризис 2008–2009 годов, поразивший финансовую систему всего мира и принесший серьезные убытки для пайщиков, многие из которых ушли с разочаровавшего их рынка. Неудивительно, что фокус интереса управляющих компаний сместился с розницы на закрытые ПИФы и обслуживание крупных институциональных инвесторов, а рынок розничных паевых фондов хоть и продолжил развиваться, но уже не такими темпами.

Инвестиции в массы

Зачем сейчас вспоминать события более чем десятилетней давности? Затем, что именно сейчас та самая возможность удаленного приобретения паев инвестиционных фондов не только появилась, но и активно развивается под крылом мегарегулятора.

 

В прошлом году Банк России объявил о создании маркетплейса — системы, которая позволяла бы гражданам в режиме онлайн открывать банковские депозиты и при этом регистрировала бы все эти транзакции, обеспечив безопасность их проведения.

Эта идея регулятора получила логичное развитие, и список инструментов, доступных на маркетплейсе, в дальнейшем будет постепенно расширяться за счет государственных и корпоративных облигаций, страховых продуктов и прочих видов финансовых услуг. Есть в этом перечне и паи инвестиционных фондов.

Схема работы маркетплейса предполагает подключение к нему поставщиков финансовых продуктов, платформ, на которых можно осуществлять операции с различными инструментами, а также витрин — агрегаторов информации о финансовых продуктах. В настоящий момент в рамках пилотного проекта к маркетплейсу ЦБ подключены пять банков (Росбанк, Совкомбанк, «Ак Барс» Банк, банк «Центр-инвест» и банк «Зенит»), Московская биржа в качестве платформы и две витрины — Banki.ru и Fins.Money.

 

Появление независимых платформ и маркетплейса позволяет нивелировать сразу несколько ключевых ограничителей инвестиционных возможностей граждан. Во-первых, снимается барьер, связанный с географической доступностью.

До последнего времени для приобретения паев инвестиционных фондов было необходимо лично явиться в управляющую компанию или к агенту УК. При этом полный спектр управляющих компаний в стране был доступен, наверное, лишь в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах же у граждан была возможность воспользоваться услугами либо наиболее крупных игроков, имеющих разветвленную сеть пунктов приема заявок, либо локальных УК. Сейчас же все, что нужно, — это работающий интернет.

Во-вторых, традиционно низкая финансовая грамотность российского частного инвестора, то есть ментальная недоступность многих финансовых инструментов, перестанет играть столь значительную роль с появлением такого простого и прозрачного способа приобрести инвестиционный продукт. Процесс выбора, что немаловажно, облегчит сама платформа, предлагающая инструменты сравнения и выбора продукта, основанные на риск-профиле и иных важных характеристиках клиента.

После неоднозначно воспринятого профессиональным сообществом отказа от накопительной пенсионной системы инвестиционные фонды могут в определенном смысле стать ее заменой, позволив сформировать источник «длинных денег» в экономике страны (ведь ПИФы — это в большей степени долгосрочное, а не спекулятивное инвестирование), а также став инструментом для формирования достойной пенсии.

То есть формально все предпосылки для появления внутреннего инвестора есть, особенно если отмести в сторону аргумент о низком уровне благосостояния россиян, посмотрев на объем средств физических лиц, находящихся на депозитах банков.

 

По состоянию на 31 марта 2018 года он составлял более 26,7 трлн рублей. Для сравнения: объем рынка открытых и интервальных ПИФов (без учета закрытых ПИФов, которые трудно назвать розничными) на эту же дату составлял 265,7 млрд рублей.

Медленно, но верно

Во всем мире создание и развитие систем удаленной дистрибуции паев инвестиционных фондов является магистральным направлением в банковской и инвестиционной сфере. Сейчас и мы стали двигаться в этом же направлении.

Трудно ждать мгновенной революции рынка, так как существует такое явление, как инерция потребительского поведения, то есть привычка пользоваться традиционными офлайн-каналами получения финансовых услуг. Такая же инерция есть и у поставщиков финансовых сервисов, годами использующих проверенные технологии и помощь компаний-партнеров, агентов по распространению этих услуг.

Развитие удаленной дистрибуции будет эволюционным. Ландшафт рынка финансовых услуг вообще и паев инвестиционных фондов в частности претерпит серьезные изменения с дальнейшим внедрением инноваций и с проникновением в сознание потребителей концепции удаленного доступа к широкому спектру финансовых продуктов.

 

Каким именно станет этот ландшафт, предсказать трудно, но, как сказал Алан Кей, создатель операционной системы Windows, «лучший способ предсказать будущее — это создать его».

Кто станет лидером рынка, чья «инвестиционная ракета» полетит выше и быстрее, покажет время. Можно сказать, что в России для ее запуска в космос уже есть космодромы (маркетплейс Банка России и независимые платформы), есть экипажи космических кораблей (высококвалифицированные специалисты компаний, управляющих паевыми инвестиционными фондами) и есть топливо (сбережения граждан, которые нуждаются в сохранении и преумножении).

Управляющим фондами, у которых наступила «эпоха покорения космоса», пора или начинать строить свои «стартовые площадки» — платформы, открывающие клиентам доступ к инвестиционным фондам без ограничений в пространстве и времени, или же внимательнее присматриваться к подобным проектам коллег. Никто не запрещает сочетать несколько вариантов: сама философия открытой архитектуры продаж, которой пользуются маркетплейсы и инвестиционные супермаркеты, как правило, позволяет легко присоединиться к проекту на партнерских началах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+