Впервые об идее безотзывных вкладов в России заговорили во время банковского кризиса 2004 года, а потом к ней вернулись после кризиса 2008 года. В то время мотивация была простой и понятной — банкам необходимо создать неприкосновенную подушку ликвидности, чтобы застраховать систему от внезапных набегов вкладчиков.
Кто только не брался за написание законопроекта: депутаты, Минфин, сам регулятор — успеха это не принесло. Документ постоянно преследовали неудачи, причем без видимых причин, что заставило некоторых экспертов заговорить даже о заговоре — мол, это мировая закулиса блокирует законопроект, чтобы не позволить нашей финансовой системе выработать иммунитет от кризиса. Обвиняли также госбанки — им ведь «все равно», они оттока клиентских средств не боятся, и их спасут, если что.
Возвращаясь к истокам
В итоге был выработан компромисс — создание в 2004 году Системы страхования вкладов (ССВ). Это стало фундаментом для устойчивости всей банковской системы и помощником для кредитных организаций в управлении ликвидностью.
Именно введение механизма страхования депозитов и дальнейшее повышение гарантируемой суммы позволили относительно безболезненно проходить последующие банковские кризисы.
Сегодня у регулятора целый набор инструментов, которыми он может воспользоваться для стабилизации системы в случае кризиса. Но идея безотзывных вкладов не умерла, а трансформировалась в идею создать инструмент для помощи в получении жилья.
В результате еще в мае депутаты Госдумы подготовили законопроект «О безотзывных жилищно-накопительных вкладах», или о накоплении средств на улучшение жилищных условий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В Германии похожие «строительные кассы» появились еще в XVIII веке. Работают они по следующему принципу: вкладчик открывает счет и регулярно пополняет его, через несколько лет суммы накоплений оказывается достаточно для первоначального взноса на квартиру, и банк дает ему ипотеку на льготных условиях. В Германии действует не менее 20 частных и государственных специализированных «строительных» банков. Есть аналоги в Великобритании, Китае и других странах.
Строительные кассы в российской версии оказались нежизнеспособными, так как требовали значительных государственных вливаний. В итоге в начале 2017 года правительство написало отрицательное заключение на законопроект о них, указав, что механизм реализации непонятен, а гражданско-правовых институтов, которые решают проблему с кредитами на жилье, в России и так достаточно.
Действительно, ипотека в последние годы растет как на дрожжах, почти удваиваясь в объемах каждый год. Этому помогает снижение ключевой ставки, низкая инфляция и в целом отложенный спрос — какие бы кризисы ни сотрясали население, вопрос обеспечения россиян жильем не теряет остроты и до сих пор не решен даже частично. В такой ситуации стимулирование ипотеки кажется нецелевым расходованием ресурсов.
Очередная попытка
Тем не менее надежда на рассмотрение Госдумой законопроекта «О безотзывных жилищно-накопительных вкладах» остается. Согласно задумке комитета Госдумы по финансовому рынку, для пополнения такого вклада можно будет использовать материнский капитал.
Ставка по таким депозитам будет превышать средневзвешенную на 1-2 процентных пункта. Клиент не сможет досрочно забрать деньги, однако через несколько лет на его депозите накопится достаточная для первоначального взноса по ипотеке (20%) сумма.
Сейчас обсуждается вопрос реформирования для таких депозитов и системы страхования вкладов. Средняя стоимость однокомнатной квартиры в Москве составляет 6,1 млн рублей, 20% — это 1,2 млн рублей. Понятное дело, что квартира для большой семьи обойдется дороже. Соответственно, и первоначальный взнос может превышать гарантируемую сегодня государством сумму в 1,4 млн рублей.
Также есть идея в дальнейшем обязать банки выдавать «депозитно-ипотечному» клиенту льготную ипотеку. Против последнего положения активно возражают сами кредитные организации — они не хотят брать на себя лишние обязательства, поскольку финансовое положение будущего заемщика может кардинально измениться за это время.
Вероятнее всего, законопроект будет принят без привязки вклада к будущей ипотеке и без принуждения банкиров к выдаче льготных кредитов впоследствии. Каждый банк сможет сам решать, как и чем стимулировать клиента сберегать. Например, можно будет предложить такой продукт, как вклад на образование детей, чтобы его можно было только пополнять, а распоряжаться им мог бы только ребенок, когда ему исполнится 18 лет.