Несколько лет санкций и геополитической напряженности не помешали российскому рынку управления капиталом стать более зрелым. Во-первых, расширилась палитра инструментов, с которыми можно работать, — в том числе через механизмы ПИФов, инвестиционных счетов, инвестиционного страхования жизни. Иностранные ценные бумаги (акции, облигации), ETF, управление деньгами на зарубежных и внутрироссийских счетах — все это становится доступным все более широкому кругу инвесторов.
Второй отрадный факт — упростилась отчетность: где-то она была полностью ликвидирована, а где-то стала менее сложной. В последние месяцы регулятор выпустил целый ряд пояснений относительно расчета уплаты налогов и отражения в отчетности многих операций, в том числе связанных с инвестициями за рубежом.
А ведь когда изначально были приняты соответствующие изменения в законодательстве, вопросов и тревог было в избытке. Налоговые консультанты-консерваторы подчас пугали инвесторов. Сейчас идет спокойная наработка практики, нормативные документы корректируются. Это упрощает жизнь и делает инвестиции более прозрачными и менее рискованными.
Деофшоризация привела к значительному притоку денег. Банки, предлагающие услугу управления капиталом, говорят о растущем количестве новых клиентов и поступлений. Процесс налоговой амнистии также усиливает приток средств в страну. Но, кстати, это не значит, что офшоры перестанут существовать. Они просто будут использоваться по назначению: для удобства структурирования активов, перехода из одного юридического пространства в другое, с иным законодательством и бухгалтерским учетом.
Конечно, есть и трудности. Рынок российских ценных бумаг стал в меньшей степени торговаться на основе фундаментальных показателей. Санкции, в том числе апрельские, привели к тому, что российские акции и облигации зачастую торгуются на политических новостях и инсайтах, которые не поддаются разумному анализу. Это создает сложности для инвестора и управляющего.
Не так страшны санкции
Благодаря апрельским санкциям на рынке возникла интрига, а у инвесторов появилось большое поле для творчества. Возьмем, к примеру, облигации. До начала апреля все было довольно предсказуемо, рынок строго следовал в фарватере общеэкономической ситуации. Она улучшалась, экономический рост восстанавливался, ожидания роста ВВП были на уровне от 1,5% у консерваторов до 2% у оптимистов.
Предполагалось, что инфляция останется в рамках 4% и процентные ставки продолжат снижение. Все это приводило к тому, что доходность основных российских облигаций плавно снижалась, приближаясь к американским показателям. Тут-то и случились санкции, и мир перевернулся.
Прежде всего расширились спреды к облигациям Казначейства (US Treasuries) — появилась уникальная возможность приобрести российские бумаги по ценам прошлого года, причем и суверенные, и квазисуверенные (РЖД, «Роснефть», «Газпром»), и корпоративные (Альфа-банк, Тинькофф Банк и т. д.)
Очевидно, что качество бумаг не изменилось, оно по-прежнему высокое, но появилась возможность купить дешевле. Мы ожидаем, что доходность средневзвешенного портфеля российских корпоративных облигаций по итогам года составит 4-6% годовых в долларах. Это больше, чем по валютным депозитам в банке, и существенно выше, чем доходность корпоративных облигаций европейских и американских эмитентов, которая по итогам года, с учетом издержек, будет близка к нулю.
На рынке российских акций история еще более интересная. Здесь мы видим работу дополнительного фактора: цен на нефть. Все-таки российский рынок зиждется на нефтегазовых компаниях, на которые приходится до 60% его капитализации. Сегодняшняя высокая цена на нефть, под $80 за баррель, намного превышающая ожидания начала года, чрезвычайно комфортна для этих компаний.
Текущий курс рубля, в свою очередь, комфортен для компаний-экспортеров, что особенно интересно в период выплаты дивидендов. Можно отдельно рассматривать металлургов, например ММК, и классические для российского рынка бумаги типа «Роснефти».
Также можно обратить внимание на высокотехнологичные компании, например «Яндекс», ну и, конечно, Сбербанк, кредитующий 60% российской экономики и представляющий собой некую «корзину».
Покупая акции Сбербанка, мы покупаем срез российской экономики. Практически по каждой из этих позиций есть очень хорошие перспективы в этом году и можно ожидать доходности на уровне до 10%, включая, конечно, дивиденды.
По среднеевропейскому времени
Российская экономика на сегодняшний момент сильна. Можно сколько угодно говорить о том, что рост ВВП недостаточен. Мы — постиндустриальная экономика, и нас нельзя сравнивать, например, с Китаем, который находится на другом этапе развития. И нет смысла сопоставлять наши 1,5% экономического роста с их 6%.
Для Китая 6% — это мало, а для нас 1,5% — это нормально, даже много. Экономика России растет достаточно неплохо, по среднеевропейским стандартам.
Так что не нужно зацикливаться на показателях роста ВВП — они относительны. Важнее смотреть на другие вещи. Нужно отдать должное ЦБ, поборовшему инфляцию, а главное — инфляционные ожидания. Никто не верил, что это возможно. Еще одно доказательство старого постулата о том, что эмоции и ожидания важнее, чем реальность и факты.
Сегодня важный вопрос для российской экономики — качественно сформулированные приоритеты. Несколько лет назад Алексей Кудрин предложил повысить несырьевой экспорт в два раза. Это понятный всем, наглядный, емкий KPI.
Другой хороший лозунг, выдвинутый недавно: не меняем налоговую систему шесть лет. Просто и понятно, достойно аплодисментов. Еще одно важное, болезненное, но необходимое экономике изменение — повышение пенсионного возраста. Лучшего момента, чем сейчас, нет и не будет.
Наша экономика действительно неплохо себя чувствует, но это отнюдь не означает автоматических доходов от инвестирования. Поэтому хочется повторить прописную истину: единственная защита инвестора от негативных факторов, особенно в эпоху санкций и политической напряженности, — широкая диверсификация.
Не стоит надеяться на устойчивую доходность какой-то одной инвестиции или их узкого набора. Нужно иметь в портфеле большое количество самых разнообразных инструментов и разумно, не поддаваясь эмоциям, этим портфелем управлять.