Банк «Открытие» планирует продать 20% акций банка не менее чем за 1,3 капитала в 2021 году, следует из его стратегии на три года, представленной главой банка Михаилом Задорновым и главой набсовета Ксенией Юдаевой на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге.
По словам Михаила Задорнова, речь вряд ли будет идти о стратегических инвесторах. «Мы подойдем к подробностям позже, это произойдет через три года — лучше посмотреть, как мы к этому придем, — говорит Юдаева. — Все зависит от реализации стратегии банка, с одной стороны, и от ситуации на рынке, с другой стороны. Тактические решения о том, как это делать, мы будем принимать ближе к дедлайну».
Согласно новой стратегии, банк «Открытие» планирует объединение с ним других трех банков, а именно Бинбанка, Росгосстрах Банка и Банка «Рост». По словам Михаила Задорнова, главной проблемой как «Открытия», так и Бинбанка является то, что эти банки были образованы в результате слияния 7-8 банков, в результате чего у «Открытия», например, работает 16 систем ДБО (дистанционного банковского обслуживания), 6 систем процессинга и 14 систем фронт-офиса. Именно с этим наследием и придется разбираться, сказал Задорнов.
В целом банк в ближайшие три года планирует сделать упор на малый и средний бизнес — это один из приоритетов новой стратегии. Банк планирует сделать ставку на скорость принятия решений, работать на привлечение клиентов сегмента через digital-каналы. В этом сегменте банк планирует нарастить кредитный портфель с 73 млрд рублей до 363 млрд рублей в 2020 году.
Также банк планирует не выпускать из поля зрения корпоративный бизнес. «Мы хотим поддерживать те предприятия, которые растут и могут стать лидерами рынка в следующие три-пять лет. Они не всегда получают в крупном банке индивидуальный подход, который мы бы хотели дать», — сказал Задорнов.
В розничном бизнесе банк ожидает ухода тех клиентов, которые обслуживалась в банке исключительно за счет повышенной ставки по депозитам, и собирается усилить блок зарплатных проектов. Михаил Задорнов ожидает, что в этом сегменте удастся увеличить количество клиентов с 1 млн до 1,6 млн человек. ««Открытие» должно стать для клиентов повседневным банком для обслуживания», — выразил надежду глава банка.
Также Задорнов уточнил, что количество клиентов объединенной группы, включающей НПФ и «Росгосстрах», насчитывает до 35 млн человек, что составляет половину работающего населения страны. С этими клиентами банк планирует активно работать по кросс-продажам. В целом банк планирует нарастить кредитный портфель в сегменте с 282 млрд до 552 млрд рублей.
Еще одним направлением станет работа над брендингом. «Бренд «Открытия» известен, но его узнаваемость на четверть ниже, чем у банков крупнее, и лояльность клиентов невысока, а также невысок уровень проникновения продукта», — заметил Задорнов. Руководство банка планирует активно работать и в этой сфере.
Но сейчас банку «ФК Открытие» не принадлежат права на товарный знак, все права на слово «Открытие», и его начертание сейчас принадлежат бывшим владельцам — «Открытию холдинг», сообщали ранее «Ведомости». Договор на использование товарных знаков был заключен с банком в 2014 году, когда ФК «Открытие» входила в «Открытие холдинг». С осени же банк не принадлежит холдингу, так как он был направлен ЦБ на санацию в Фонд консолидации банковского сектора.
«Права на бренд «Открытие» действительно пока не входят в контур банка «Открытие», мы сделали его независимую оценку и ведём дискуссию с его предыдущими собственниками по поводу того, сколько он стоит, для урегулирования взаимных обязательств. Это по сути работа с бывшими собственниками по взаимному урегулированию долгов и обязательств. Мы оцениваем бренд, и одновременно мы сокращаем долг «Открытие холдинг» перед банком «Открытие», — пояснил этот вопрос Задорнов. Все процессы, связанные со сделками репо банка с холдингом, уже завершены, а акции ВТБ, «Киви» и «Полиметалла» переведены на баланс. «Это существенно сократило долг, но он составляет еще несколько сотен миллиардов», — добавил Задорнов.