Иностранцы чаще всего расплачиваются банковскими картами при знакомстве с местной кухней — именно на долю кафе и ресторанов приходится наибольшее количество операций, осуществляемых по иностранным картам. К такому выводу пришли специалисты банка «Русский Стандарт», проанализировавшие миллионы транзакций по иностранным картам своей эквайринговой сети в период с 1 января по 1 июня. В исследовании учитывались операции по картам любых банков.
Самыми популярными местами по количеству транзакций среди иностранцев оказались кафе и рестораны, а также гостиницы, сувенирные лавки, интернет-магазины и магазины одежды и обуви. Самыми же дорогими статьями расходов для иностранных гостей, как выяснилось, являются оплата жилья, на которую приходится 52% оборота средств по картам, аренда автомобилей (37%) и услуги турагентств (10%). Всего же в изученный период доля операций с иностранными картами составила 10,4%, следует из статистики банка.
Дороже всего иностранцам в России обходится проживание. По данным исследования, средний чек в категории «отели» по зарубежным картам составляет 20 667 рублей. Много денег оставляют иностранцы и в магазинах одежды и обуви — средний чек составляет 18 864 рубля. В копеечку выливается иностранцам и покупка сувениров — здесь средняя сумма одной покупки по карте составляет чуть больше 7000 рублей.
Восток наступает
Больше всего транзакций иностранцы проводят в Москве, а также в Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке и Самаре. Такая география, вероятно, объясняется тем, что почти все из перечисленных городов готовятся в скором времени принимать гостей в рамках чемпионата мира по футболу, считает вице-президент холдинга «Русский Стандарт» Эльдар Бикмаев.
Интересно, что самую высокую сумму среднего чека по всем покупкам аналитики зарегистрировали не в Санкт-Петербурге и Москве, как можно было бы ожидать, а во Владивостоке, где средний чек составляет 11 270 рублей. Подтверждает популярность восточных направлений и статистика транзакций от Сбербанка. По данным банка, в I квартале 2018 года по картам CUP (China Union Pay), которыми в России в основном пользуются китайские туристы, было совершено покупок почти на 1 млрд рублей. И среди самых популярных городов, в которых были реализованы покупки, стали Санкт-Петербург, Москва, а также Владивосток, Иркутск, Хабаровск и Улан-Удэ, уточнили в пресс-службе Сбербанка. Среди китайских туристов также наиболее популярны магазины одежды и обуви, электроники, ювелирные и магазины косметики, следует из статистики банка.
По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, география самого «дорогого» чека объясняется тем, что Владивосток пользуется большим спросом у туристов из Китая, Японии и ближайших стран. «Средний чек во Владивостоке выше, потому что туда приезжают туристы из Китая и Японии. И если в Японии поездки по миру могут позволить себе многие граждане, то в Китае путешествуют в основном состоятельные люди, которые, собственно, и могут позволить много тратить», — объясняет Сигал.
Во Владивостоке есть доступ к относительно дешевым продуктам, связанным с морепродуктами и другими деликатесами, и некоторые иностранцы ездят на восток России, чтобы пробовать икру, свежий улов рыбы и прочие деликатесы. Именно этим и могут объясняться большие траты, считает старший исследователь Центра финансовых инноваций и безналичной экономики бизнес-школы «Сколково» Егор Кривошея. «Здесь возникает парадокс: люди думают, что экономят (и это правда так, по сравнению с товарами из своей категории), но в итоге тратят больше. Такой паттерн поведения присущ держателям карт, особенно выезжающим за границу, где есть специфические товары, недоступные или ограниченно доступные на родине», — объясняет эксперт.
Нет контакта
Еще одна особенность состоит в том, что иностранцы, как оказалось, очень редко пользуются бесконтактными платежами. По данным «Русского Стандарта», с их помощью в изученный период было совершено всего 2,21% от общего числа покупок. По словам Эльдара Бикмаева, за рубежом, в отличие от России, мало где принимают бесконтактную оплату картой, поэтому иностранные гости и не прибегают к этому способу оплаты.
«В России уровень развития клиентских платежных продуктов находится на уровне выше среднего. Дело в том, что Россия и Москва в частности не раз занимали лидирующие позиции в финтех-рейтингах, а EY прошлым летом поставил Россию в топ-3 по проникновению финтех-инноваций. В Европе же и США бесконтактные карты попросту не так распространены. Помимо этого, бесконтактные карты в заграничных поездках просто не всегда работают стабильно», — объясняет Егор Кривошея.