Рынок рейтинговых услуг в России существует уже более 20 лет. До 2010 года какое-либо регулирование отрасли отсутствовало. После издания Минфином приказа о порядке аккредитации рейтинговых агентств в мае 2010 года началась история официального признания рейтинговых оценок. С 2015 года регулирование рейтинговой отрасли перешло в епархию Банка России.
Увеличение прозрачности
Рынок с момента прихода нового регулятора изменился кардинально. Трансформации коснулись не только самих рейтинговых агентств, но и их клиентов и пользователей рейтингов. Для рейтинговых агентств был написан федеральный закон, который вобрал в себя существующие мировые практики в части деятельности рейтинговых агентств. Требования к агентствам повысились на всех стадиях рейтингового процесса.
Качество оценок со стороны российских агентств в основной массе стало соответствовать оценкам большой тройки, из-за чего доверие к первым постоянно растет.
Деятельность агентств стала гораздо прозрачнее. Сейчас они публикуют, согласно закону, информацию, раскрытие которой ранее даже не предполагалось. В частности, агентства обязательно должны сообщать случаи и причины отступления от утвержденной методологии, которая использовалась при присвоении рейтинга. Также агентства должны теперь обязательно раскрывать отчетность на постоянной основе, где перечисляется перечень потенциальных или имеющихся конфликтов интересов, перечень дополнительных услуг и описание политики и ценообразования предоставляемого продукта.
Еще одним новшеством для агентств стала обязанность каждый год публиковать отчет о прозрачности. Он содержит сведения о структуре рейтингового агентства и составе участников, информацию об органах управления и руководстве, ротации аналитиков, данные о выручке агентства в разрезе рейтинговой и иной деятельности, а также результаты ежегодной проверки со стороны внутреннего контроля.
Что касается заказчиков, то для них изменения коснулись практически всего процесса взаимодействия с агентством. Трансформировался подход к составу предоставляемой для анализа информации, заказчики получили возможность подавать апелляцию на решение агентства, в ходе которой агентство меняет состав рейтингового комитета. Изменились и цены на рейтинговые услуги — они выросли кратно, что объясняется значительными изменениями в инфраструктуре агентств.
Передел рынка
Большая тройка (S&P, Moody's, Fitch) не стала открывать в России полноценные офисы, а ограничилась лишь филиалами, что не дает ей право присваивать кредитные рейтинги по национальной шкале. Но тройка агентств остается основным поставщиком рейтингов по глобальной шкале, на которые будут ориентироваться инвесторы.
Из российских агентств в числе аккредитованных остались вновь созданное АКРА и «Эксперт РА». Остальные агентства, которые тоже подавали документы, получили отказ. Если говорить о Национальном рейтинговом агентстве (НРА), то причины отказа были, безусловно, объективны.
Если говорить о будущем, то приход на рынок других глобальных игроков вряд ли возможен в силу сложившегося внешнего фона. Можно с уверенностью сказать, что спрос на рейтинговые оценки будет расти из года в год как из-за изменений регулирования, так и в связи с ростом прозрачности и потребности в независимых оценках кредитного риска. В отдельных секторах может появляться определенный интерес к оценкам, как это случилось, например, с рынком микрофинансовых организаций. Дополнительным драйвером может стать развитие цифровых технологий, которое потребует участия в этом рейтинговых агентств.