К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Денежный мираж: почему свободные средства не делают россиян богаче

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
По данным «Ромира», в январе-апреле 2018 года зафиксирован значительный рост свободных средств граждан. Однако приобрести на эти деньги больше товаров россияне все еще не могут

В апреле объем свободных денег в средней российской семье достиг 26 300 рублей, что на 40% больше, чем в январе, и на 20% больше, чем в марте. В среднегодовом значении по итогам четырех месяцев этот показатель составил 22 000 рублей, что на 3500 больше, чем годом ранее, посчитала исследовательская компания «Ромир».

Для расчета этого индикатора, который называется индекс «Свободных денег» (ИСД), эксперты «Ромира» использовали данные Росстата, а также результаты собственных вычислений в рамках панельного исследования Romir Scan Panel. Это исследование основано на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 000 человек.

Под свободными деньгами «Ромир» понимает денежные средства, остающиеся в домохозяйстве после всех первоочередных трат на покупку продуктов, оплату ЖКХ и медицинских услуг, транспорта и мобильной связи. Индекс показывает, какие блага может позволить себе семья сверх своих нужд: отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт и сбережения.

 

Откуда деньги

Рост индекса «Свободных денег» носит сезонный характер, отмечают в «Ромире». В предыдущие годы объем свободных средств граждан в апреле также повышался, что было связано, по всей видимости, с желанием россиян накопить средства для летнего отдыха.

По словам директора по маркетингу «Ромира» Александра Базилевича, рост свободных средств обычно приходится на период весны, когда россияне собираются в отпуск, и в декабре, когда компании выплачивают сотрудникам премии.

 

«Мы уже не в первый раз наблюдаем рационализацию поведения потребителей в этот период. Граждане закупаются впрок, приобретая необходимые продукты в большем объеме и по меньшей цене, люди чаще участвуют в маркетинговых мероприятиях, чтобы сэкономить», — рассказывает Базилевич.

Еще одна причина может быть связана с резким ростом доходов россиян в начале года. В январе-феврале произошло заметное повышение заработных плат бюджетников, «что во многом определялось предвыборной политикой», говорится в бюллетене «Комментарии о Государстве и Бизнесе», подготовленном в мае Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ. За первый квартал 2018 года среднемесячная номинальная заработная плата работников бюджетных организаций выросла на 12,0% (реальная — на 9,5%), оценивают в ВШЭ. Этот фактор и мог сказаться на росте свободных средств граждан.

Однако если судить по предварительным данным Росстата, то говорить о большом росте сбережений россиян пока нельзя. По данным ведомства, объем денежных накоплений граждан на начало апреля достиг 31 трлн рублей, что всего лишь на 0,7% больше аналогичного показателя на начало января 2018 года и на 11% больше, чем в начале апреля 2017 года.

 

Рост свободных средств может быть вызван чисто техническими причинами. По мнению заведующей Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Алины Пишняк, расходы на образование, к примеру, сегодня уже сложно назвать «вторичными», а их исключение, очевидно, завышает оценку средств граждан — особенно в крупных городах и столице.

Кроме того, прирост накоплений на руках населения не имеет смысла рассчитывать, не учитывая изменение курса валют и инфляцию, говорит Пишняк. И если бы ситуация изменилась радикальным образом, это не могло бы не отразиться и на доле россиян, имеющих накопления (без учета суммы). Однако, по данным НИУ ВШЭ, ничего подобного не наблюдается. «Доля населения, имеющего сбережения, в 2017 году составила 33%, а в апреле 2018 года — 34%. Это означает, что никаких значимых изменений в долях не фиксируется», — говорит эксперт.

Индекс шампанского

Несмотря на то что в текущем году свободных денег у россиян, по оценкам «Ромира», стало больше, чем в аналогичные периоды предыдущих лет, покупательская способность россиян из-за этого существенно не изменилась.

Если посчитать, сколько бутылок игристого «Абрау-Дюрсо» граждане могут приобрести на свободные средства, то получится, что на уровень покупательской способности 2015 года россияне до сих пор не вернулись, указывают эксперты «Ромира». В 2018 году на сумму в 22 000 рублей можно купить 68 бутылок шампанского, в то время как в 2015 году на меньшую сумму, 15 400 рублей (таким был годовой индекс свободных средств), россиянин мог купить на целых 11 бутылок больше.

Ожидать, что ситуация в следующем году изменится в лучшую сторону и граждане смогут позволить себе больше шампанского, пока не приходится. Несмотря на то что на конец года Центробанк прогнозирует рост зарплат в госсекторе на 13–15%, а в целом по экономике — на 10%, в 2019 году темпы роста заработной̆ платы вряд ли будут столь же высоки.

 

По оценкам ВШЭ, темпы роста доходов россиян в следующем году снизятся до уровня инфляции при условии, что государство не примет иных мер по повышению оплаты труда. Между тем целевой уровень инфляции, обозначенный Банком России, на конец 2018 года составляет 3-4% годовых.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+