Стать прозрачными: чем грозит конец «офшорной индустрии» владельцам активов
Международное сообщество активно принимает меры для того, чтобы контролирующие органы получили фактически неограниченные полномочия по запросу любой информации относительно природы, размера и состава активов, банковских счетов и иных данных о состоянии физических лиц. Сохранение конфиденциальности при этом практически становится невозможным.
Таким образом, законодатель пытается бороться не только с избежанием налогообложения, но и с необъясненными источниками благосостояния. Достигается это путем назначения всех имеющихся финансовых институтов агентами по сбору и анализу соответствующей информации, проверке истории происхождения средств и капиталов.
При этом во многих странах вводится также персональная уголовная ответственность для любых пособников финансовых преступлений, а также лиц, узнавших о таких преступлениях, но не сообщивших о них. Подобное законодательство в той или иной форме уже действует в ЕС, Великобритании и России — то есть там, где созданы и функционируют основные финансовые институты, работающие с деньгами интересующих контролеров граждан.
На практике это означает, что любые средства или информация так или иначе проходят через финансовые институты, а каждый клерк несет персональную ответственность перед законом и в большинстве случаев не будет заинтересован в сокрытии информации своим клиентом.
При этом саму «обоснованность» можно трактовать достаточно широко, и некоторые банковские служащие склонны рассматривать данное понятие как можно более консервативно.
Уже сейчас люди сталкиваются со сложностями при открытии счетов в банках для своих компаний, если не могут четко объяснить род деятельности и описать планируемые поступления. Процесс согласования всех условий в начале взаимодействия с финансовыми институтами и уже привычные, но теперь более углубленные процедуры «знай своего клиента» занимают существенно больше времени.
Внимание банков
Банки пристально смотрят, например, гражданином и налоговым резидентом какой страны является человек, обращающийся к ним за услугами или уже являющийся клиентом. В рамках стандартной банковской проверки могут быть запрошены и официальные налоговые сертификаты клиентов, так как информация в рамках международного обмена должна направляться в страну налогового резидентства владельца счета или иного актива, при этом по идее человек должен заплатить налоги со своего благосостояния хотя бы где-то.
Так, в последнее время среди россиян стало популярным проводить в России менее 183 дней для потери статуса российского налогового резидента. В этом случае встает вопрос о получении соответствующего статуса где-либо еще. При этом быть нерезидентом всюду либо быть налоговым резидентом в стране, не участвующей в международном обмене (например, в популярной для этих целей среди россиян Белоруссии, пересечения границы с которой без штампов в паспорте сложно отследить), также становится рискованным, поскольку наличие такой отметки у клиента означает, что он мог не заплатить налог и таким образом укрыться от уплаты. Данный факт становится поводом для заморозки или даже закрытия его счета в некоторых европейских банках до выяснения всех обстоятельств либо вообще считается «черной меткой».
Риски также касаются истории происхождения средств и благосостояния. Это относится к деньгам, которые вновь принимаются банками, а также деньгам, уже принятым ранее, до введения ужесточенных правил. Фактически проверочные процедуры возобновляются или проводятся повторно на регулярной основе, представляя собой чистку клиентов.
Яркий пример из практики — восемь лет назад человек открыл в австрийском банке счет и перевел на него деньги со счета одной из своих офшорных компаний, все процедуры принятия клиента и денег были пройдены на тот момент. С этого счета было оплачено приобретение коммерческой недвижимости в Австрии, которую тот же человек решил обновить в 2017 году и обратился за кредитом в свой банк. При выдаче кредита банк начал интересоваться, каким образом были получены первоначальные средства, и запросил всю историю их происхождения, включая документы, обосновывающие перевод денежных средств со счета офшорной компании, а также связи этой офшорной компании и своего клиента и описание бизнеса, за счет которого деньги получены.
Визы для инвесторов
Другой пример аналогичной ситуации касается уже инвесторской визы, которая оплачивается деньгами и, как правило, предоставляет возможность проживания и ускоренного получения гражданства в другой стране. Тут необходимо понимать, что при приеме денег для инвестиций историю их происхождения сейчас и ранее внимательно исследовал не только банк, но и иммиграционные органы принимающей страны, чтобы подтвердить благонадежность очередного состоятельного кандидата на переезд. Такую процедуру 3 года назад прошла одна российская семья и получила свои долгожданные визы Великобритании.
После пяти лет проживания в Великобритании по такой визе семья планировала обратиться за гражданством. Однако в 2017 году, после принятия IV Директивы ЕС и собственного британского законодательства, направленного на борьбу с финансовыми преступлениями, банк в Великобритании решил возобновить проверку оплаченных ранее инвестиций и запросить дополнительную информацию и документы по истории происхождения средств. В итоге семья находится в процессе разбирательств, а уже налаженная и распланированная жизнь в новой стране под угрозой.
И такие ситуации теперь происходят повсеместно. Необходимо понимать, что Австрия и Великобритания приведены только в качестве примеров, а риски возникают фактически во всех странах, участвующих в международных процессах по борьбе с отмыванием денег.
Нюансы применения и виды ответственности могут различаться по странам (вплоть до конфискации имущества в пользу государства, как это предусмотрено законодательством той же Великобритании), но всюду без исключения последствия будут достаточно серьезные.
Глобально у государств сформировалось общее понимание, что получение финансовой выгоды является мотивом большинства серьезных организованных преступлений. Таким образом, фактически поставлена цель ограничить возможность использования незаконно заработанного благосостояния, а также средств и активов, полученных за счет незаконной экономии на уплате налогов или избежании их уплаты — такие средства либо остаются вне системы и не работают, либо на них распространяются все риски претензий, описанные выше.