Решение одного из самых интересных вопросов – о налогообложении в криптосфере – отложено на будущее. По словам замминистра финансов Ильи Трунина, предложенный законопроект сформирует законодательные рамки. После этого решить вопрос с налогообложением будет проще.
Минфин предлагает ввести общее понятие – цифровой финансовый актив (ЦФА). Под этим термином понимается имущество в цифровой форме. При его создании используются шифровальные средства. Криптовалюта и токен – это разновидности ЦФА. Разница между ними в том, что токен выпускается с целью получения финансирования. Законопроект предусматривает требования к такому выпуску.
Интересно, что за основу принята именно концепция имущества. Для регулирования оборота в ст. 128 ГК РФ предусмотрены возможные объекты гражданских прав. Там поименованы: вещи (прежде всего, объекты материального мира), имущественные права, результаты работ, интеллектуальная собственность, нематериальные блага и иное имущество. Часто звучат мнения о том, что криптовалюты стоит рассматривать в качестве иного имущества. Хотя в мировой практике встречаются и другие варианты. Например, в Белоруссии основной термин – токен. Под этим понимается электронная запись. Она либо удостоверяет право на поименованные объекты гражданских прав, либо является универсальным средством обмена (криптовалютой).
Средством платежа криптовалюта признается в Японии. В Канаде рассматривается как имущественное право, а в США токен понимается как цифровой аналог акций. Важно, что вывод о правовой природе этих объектов может влиять на налогообложение. Об этом и говорит Илья Трунин. Он называет рассматриваемый законопроект как «закон-спутник». Однако уже в рамках предложенной концепции можно предположить вероятные налоговые последствия для участников рынка.
Варианты налоговых последствий
Сам факт приобретения имущества обычно не формирует для получателя обязанности по уплате налога. Это актуально в части налога на прибыль и НДФЛ, а также при применении специальных режимов налогообложения. При реализации имущества обычно говорят о появлении у продавца дохода. Такой доход может подлежать налогообложению. При этом физлица могут пользоваться вычетами, а компании учитывают затраты на приобретение имущества. В ряде случаев физлица освобождаются от налогов при достижении определенного срока владения имуществом.
Вопрос с НДС при отчуждении открыт. В целом нетрудно ввести специальный режим под конкретное имущество. Его суть должна заключаться в отсутствии НДС при операциях с таким имуществом. Но итоговое мнение Минфина по этому вопросу увидим в следующем законопроекте. Более выгодным будет признание криптовалюты средством платежа. Это исключило бы появление налога на доходы от операций от ЦФА. Однако такой сценарий выглядит крайне маловероятным.
Рекомендации
Если будет реализована предложенная концепция и криптовалюта будет расцениваться как имущество, для целей налогообложения можно будет учесть затраты на ее приобретение. Остается только вопрос, как доказать факт наличия таких затрат.
Уже сейчас полезно минимизировать безосновательные зачисления на личные кошельки. Операции по возможности стоит фиксировать внутри крупных бирж, где сохраняется история транзакций и при необходимости можно будет сделать нотариальное заверение страницы с историей увеличения стоимости инвестиционного портфеля.
Важно подтвердить, откуда деньги появились на бирже и каким образом операции на ней привели к приросту стоимости. Подтверждение этих обстоятельств позволит учесть первоначальные затраты и обезопасит от предположений о преступном происхождении средств.