К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эволюция микрозайма. Как технологии изменили микрофинансовые организации

Фото Christopher Furlong / Getty Images
Фото Christopher Furlong / Getty Images
Микрофинансовые организации в России прошли тернистый путь от компаний, которые выдавали займы всем подряд, до финтехов с современными системами скоринга и искусственным интеллектом. Что ожидает индустрию дальше?

Рынок микрофинансовых организаций активно развивается практически во всех уголках земного шара. Возможно, стремительные темпы роста этого сегмента связаны с высоким спросом на микрофинансирование со стороны населения. Но для того, чтобы выдержать конкуренцию с традиционными банками, МФО приходится быть максимально эффективными. Для этого компании  активно внедряют новые технологии, в том числе алгоритмы анализа и обработки данных.

Если раньше в финансовом секторе лидировали страны Европы, на протяжении нескольких веков планомерно развивавшие свои банковские услуги, то сейчас стремительное развитие интернета и рынка мобильных гаджетов привело к появлению сильных игроков и в менее развитых странах.

Так, в тройку лидеров среди финтех-проектов наконец-то вошла и Россия. Долгие годы она уступала Европе и США по уровню развития банковского сектора и качеству предоставления услуг, что во многом можно объяснить отсутствием конкуренции из-за государственной монополизации. Сейчас ситуация существенно поменялась в лучшую сторону, хотя такие тенденции, как санация крупных банков, продолжают настораживать.

 

Плохая репутация — хорошие перспективы

В России у МФО сложился весьма негативный имидж. Случилось это отчасти по вине самих компаний: на этапе зарождения и формирования микрофинансовой отрасли на рынке работало огромное количество недобросовестных и непрофессиональных организаций. Взаимодействие с заемщиками шло достаточно жестко и порой сопровождалось откровенным бандитизмом со стороны коллекторов.

Клиенты же не всегда четко понимали, на что идут, когда подписывают договор займа, ведь скрытые условия намеренно прописывались мелким шрифтом. При этом новый сегмент практически никак не регулировался законодательно. Стоит ли удивляться, что у отрасли сформировалась плохая репутация, которая дает о себе знать даже сейчас, когда по инициативе ЦБ был сформирован пул компаний, признанных заслуживающими доверия?

 

В то же время мы привыкли смотреть на МФО через призму более высоких процентных ставок по сравнению с кредитами в классических банках, условия которых в нашей стране также являются невыгодными, если проводить параллели с Европой и США.  Так почему, несмотря ни на что сектор МФО активно развивается не только  в России, но и в относительно благополучных странах с устойчивой экономикой и финансовой системой?

Во-первых, слухи о чрезмерно высоких процентных ставках в российских МФО сильно преувеличены.  Если сравнить их с условиями займов в США, Великобритании и Канаде, то ставки находятся примерно на одном уровне. Так, в США средняя величина займа в МФО составляет примерно 600% годовых, и там это никого не смущает. В России же аналогичная ставка воспринимается грабительской. Но в основном такое отношение объясняется особенностями менталитета россиян.

Финансовое легкомыслие

Безусловно, на Западе выше общий уровень финансовой грамотности среди населения, чем в России, что можно объяснить целым рядом причин. Например, и в Европе, и в США население, в отличие от нашей страны, является налоговым оператором. Люди привыкли считать свои деньги и отчитываться перед государством самостоятельно. В России же часть налоговых отчислений ложится на плечи работодателей, которые вычитают их из зарплаты сотрудника еще до начисления на его банковскую карту.

 

С одной стороны, такой вариант, конечно, удобен для работника, но при этом многие люди не осознают свою роль в формировании бюджета страны, вследствие чего не столь внимательно следят и за эффективностью расходования этих средств государством.

С другой стороны, некоторые россияне достаточно легкомысленно относятся и к собственному личному или семейному бюджету. Из-за низкого уровня финансовой культуры наши сограждане зачастую неправильно пользуются и займами, превращая их в долгосрочные и крайне невыгодные кредиты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что удобный финансовый инструмент в России приобрел негативную славу. Однако ситуация постепенно налаживается благодаря действиям регулятора в лице Центробанка, и среди заемщиков появляется все больше тех, кто использует продукты МФО по целевому назначению.

Теперь основные препятствия для дальнейшего развития рынка связаны с действиями законодательных органов. Так, совсем недавно инициативная группа депутатов выступила за ликвидацию МФО, решив, что такая мера позволит снизить уровень преступности в стране. По их мнению, главная проблема МФО заключается в том, что наличие больших долгов подталкивают граждан к совершению правонарушений с целью их погашения.

Интересно, что в США наблюдалась противоположная тенденция: с развитием рынка МФО снизился уровень правонарушений, связанных с ограблениями и кражами.

Таким образом, единственным фактором, ограничивающим процесс внедрения финансовых технологий в России, сейчас являются административные барьеры, связанные с инертностью и несовершенством законодательной системы. Но даже это уже не мешает нашей стране входить в тройку лидеров финтех-индустрии, как мы успели отметить ранее.

 

Из ростовщика в финтех

Сейчас российские МФО уже не имеют практически ничего общего с теми компаниями, которые первоначально работали на этом рынке. Раньше кредит могли получить все желающие, предварительная оценка рисков невозврата займов не производилась вовсе, а конфликтные ситуации разрешались психологическим давлением или даже силовыми методами.

Сегодня компании, работающие в сфере микрофинансирования, позиционируют себя представителями финтех-индустрии и эффективно применяют инновационные методы управления рисками, внедряют технологии кибербезопасности и искусственного интеллекта для обработки больших данных. Огромное значение уделяется блокчейну — все больше сервисов в ближайшее время будут организованы в виде выстроенной по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков.

Использование онлайн-инструментов финансирования и планирования, по мнению экспертов, относится к основным драйверам роста российской экономики. И, несмотря на кризисные явления, характерные для нашей страны, такие инструменты становятся все более популярны. В этом отношении мы повторяем путь развитых стран, где также существуют те слои населения, в которых микрозаймы являются востребованной услугой.

Согласно статистическим исследованиям, в США заемщиками чаще всего становятся женщины среднего возраста, при этом деятельность американских МФО преимущественно ориентирована на работу с выходцами из Латинской Америки. В Европе также микрозаймы востребованы в основном у неблагополучных слоев населения, в том числе у бывших эмигрантов.

 

В России составить портрет типичного заемщика на порядок труднее. Если раньше ими были в основном женщины со средним образованием в возрасте до 35 лет, то сегодня в период падения экономики за займами обращаются и другие категории населения, которым раньше хватало собственной заработной платы на все текущие нужды.

Условия по договору, а также величина и сроки займов также обусловлены локальными предпосылками и потребностями конкретных заемщиков. Средние суммы займов в России почти в 10 раз ниже тех, которые берут заемщики Европы и США, что можно объяснить разницей в уровне жизни, средней величине доходов населения и т. д. При этом в 2017 году этот показатель в нашей стране на фоне кризиса увеличился примерно на 2000 рублей и сейчас составляет около 12 000-13 000 рублей.

Однако российский рынок МФО, несмотря на быстрые темпы роста, все еще отстает от уровня других стран. Например, объем американского рынка МФО превышает российский показатель в десятки раз, хотя численность населения в США всего лишь в два раза больше.

Среди европейских стран самыми перспективными с точки зрения развития микрофинансового рынка оказались Испания и Польша. Повышение спроса на эти услуги в Испании было обеспечено во многом благодаря глубокому экономическому кризису 2009 года, который привел к рекордному для страны уровню безработицы и высоким долгам по ипотеке. В результате стало появляться огромное количество МФО. Испанцы являются более продвинутыми интернет-пользователями с точки зрения проведения банковских операций, чем россияне: почти 60% своих финансовых операций жители этой европейской страны осуществляют в режиме онлайн, в том числе с использованием мобильных приложений.

 

Польский рынок МФО также считается одним из самых развитых в мире. Он представлен крупными международными компаниями, среди которых такие гиганты, как Twingo, Wonga и Kreditech. Многие технологии автоматической оценки рисков в онлайн были впервые опробованы именно в Польше, однако ставки по займам в этой стране находятся на среднеевропейском уровне, проигрывая в этом отношении Испании.

Подножка от регулятора

Несмотря на некоторые различия в законодательных нормах, условия работы МФО в США и Европе практически идентичны. При этом правила для заемщиков в этих странах несколько мягче, чем в России. На Западе получить займ может практически любой житель: для этого достаточно лишь зарегистрироваться в системе PayPal, которая пользуется повышенным доверием со стороны кредиторов и используется для осуществления самой процедуры выдачи денежных средств. Использование этой системы, впрочем, накладывает и некоторые ограничения с точки зрения возможности погашения займов.

Российские МФО не привязаны к системе PayPal, что позволяет считать их более гибкими по сравнению с западными аналогами. Таким образом, у отечественных заемщиков существует множество способов погасить свою задолженность: главное — иметь для этого достаточное количество собственных средств.

В России заемщиками могут стать люди, достигшие совершеннолетия: для получения займа в некоторых организациях от клиента потребуется лишь предъявить паспорт. Однако из-за возрастного ценза сохраняется низкая вовлеченность в кредитование молодых людей до 25 лет. Увеличить долю молодежи среди заемщиков возможно за счет развития онлайн-сервисов, в том числе интернет-торговли.

 

Обращение молодежи в МФО в основном обусловлено наличием удобных решений в продуктовых линейках микрофинансовых компаний — виртуальных кредитных карт, активно используемых для покупок в интернет-магазинах; различных финансовых помощников, помогающих в онлайн-режиме планировать свои расходы с помощью удобных мобильных приложений, а также бонусных и накопительных программ.

Кредитный риск у молодых заемщиков в среднем считается выше, чем у представителей старшей возрастной группы, но в то же время, согласно некоторым исследованиям, их возможности обслуживания долга недооценены примерно на 40%. Это означает, что им доверяют меньше, чем следовало бы. Преодолеть это барьер могут помочь специальные системы психометрики, которые выполняют скоринг на основе альтернативных данных для оценки таких трудноизмеряемых качеств заемщиков, как их успешность и желание платить.

В то же время в сегменте займов до зарплаты, который является основным для большинства российских МФО, число молодежи среди клиентов заметно ниже. Для заемщиков старших возрастных категорий характерен больший консерватизм, что проявляется в их предпочтении офлайновых сервисов, хотя и здесь ситуация начинает меняться за счет широкого распространения мобильных устройств и развития интернета, которые охватывают даже старшее поколение, в том числе проживающее в отдаленных регионах страны.

Постепенно негативное представление об МФО как о недобросовестных компаниях и о заемщиках как о представителях неблагополучных слоев населения уходит в прошлое. Доля россиян, которые получают займы от безысходности, составляет уже менее 20%. Скорее всего, в ближайшее несколько лет компании сектора полностью перестанут ассоциироваться с образом современных ростовщиков, наживающихся на чужом горе, а наличие в их линейке привлекательных финансовых продуктов помогут им привлечь даже тех клиентов, которые ранее пользовались исключительно услугами классических банков.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+